Категориальный аппарат педагогики. Социализация.
Процесс социализации может быть понят как подключение человека к культуре как таковой и – одновременно – как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве родной. Процесс социализации осуществляется практически всю жизнь.
Выделяют несколько стадий (этапов) социализации:
1) первичная стадия социализации, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребенок подражает окружающим), когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается;
2) этап индивидуализации определяется моментом, когда у человека появляется осознанное желание выделить себя среди других подобных, когда формируется критическая оценка общественных норм поведения;
3) этап интеграции проходит успешно, если человек принимается обществом. Но если общество отвергает человека, то возможны следующие варианты его поведения:
а) появление агрессивного отношения в результате желания человека сохранить свою непохожесть;
б) изменение себя (стать как все);
в) внешнее соглашательство, адаптация;
4) трудовой этап социализации относится к периоду зрелости человека, непосредственно к периоду его трудовой деятельности;
5) послетрудовая стадия.
Социализация– это процесс приобретения, закрепления и применения человеком знаний о правилах и нормах поведения в обществе. Самые первые сведения об этом ребенок получает в семье, которая определяет и закладывает основы сознания и поведения. Далее процессом социализации личности занимается школа. По мере роста человека и подготовки его к выполнению гражданского долга уровень усваиваемых знаний усложняется и продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.