Бил№4) Методы педагогики. Эмпирический метод.
Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и творческой деятельности, метод экспертов и др.
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны три вида методов:
1) беседа;
2) интервьюирование;
3) анкетирование.