В. Ш Е П Е Л Ь ТЕХНОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО ВОЗВЫШЕНИЯ
Личность тем нравственно богаче, чем шире ее общественные связи. Формирование как физических, так и духовных качеств личности реализуется посредством трех общественных механизмов: социализации, воспитания и самовоспитания. Есть основание вести речь, в частности, о нравственной социализации, нравственном воспитании и нравственном самовоспитании.
Социализация — непосредственное самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, обретение им социальных качеств, адаптация в общественной среде. Это не только воздействие окружающей человека среды на его психику и сознание, но и установление им разнообразных общественных взаимосвязей с ней, привнесение в нее изменений. Человек не является пассивным субъектом в этом процессе. Чем активнее его взаимодействие с окружающей средой, тем значительнее эффект его социализации.
Социализация — многогранное явление. В наше время возрос интерес к ее политическим аспектам. Далеко не всегда люди все сразу верно политически осознают, но их демократический опыт должен быть научающим и воспитывающим в соответствии с нашими социальными идеалами.
В нем специфика нравственной социализации? Популярно ее можно выразить такими известными выражениями: «С кем поведешься, от того и наберешься» или «Скажи мне, кто твой друг,
и я скажу, кто ты». В самом деле, круг общения людей оказывает на них огромное и весьма часто незаметное для них самих моральное воздействие, Особенно выразительно это проявляется в семье, в молодежных компаниях и в таких коллективах, как школьный и студенческий.
Почему так велик эффект нравственной социализации? Да потому, что мораль — это естественный регулятор взаимоотношений людей, имеющий для них нормативное значение. И общественное мнение той социальной среды, в которую включена личность, путем одобрения или неодобрения ориентирует ее в том, какое поведение приемлемо, а какое не приемлемо. Ко всему этому в групповом, а тем более в коллективном общении активно срабатывают такие социально-психологические механизмы воздействия, как йсихическое заражение, подражание, внушение. Как при всем этом остаться не подверженным влиянию социальной среды и не принять ее моральные нормы? Тем более, если нет смысла, а нередко и возможности уйти из нее.
Привлечем внимание к еще одному важному положению. Воспитание далеко не во всех школах по-настоящему налажено. Нередко воспитательная работа сведена к проведению отдельных мероприятий. Социализация же осуществляется постоянно и непрерывно, независимо от того, хотят этого или не хотят учителя. По этой причине
в школе, где ослаблена воспитательная работа, нравственная социализация играет ведущую роль в формировании нравственного опыта и сознания учащихся, в построении их взаимоотношений.
Социализация может быть позитивного и негативного характера. И надо приложить все усилия, чтобы обеспечить «набор объективных и субъективных условий общения и деятельности, оказывающих позитивное воздействие. Поэтому полезно знать, какие условия общения и деятельности в коллективе играют роль устойчиво действующих факторов нравственной социализации.
Важнейший из них — духовная среда коллектива. Она фиксируется в виде устойчиво соблюдаемых традиций, активно действующего общественного мнения, своеобразия коллективных настроений, определенного морально-психологического климата, сложившихся эстетических вкусов и т. д. Все это составляет духовную среду, которая оказывает на людей ощутимое социализирующее воздействие. Бывает так: приходишь впервые в коллектив, ничего не знаешь о нем, а ловишь себя на мысли, что в нем неуютно, тоскливо. И наоборот, оказавшись впервые в коллективе, сразу ощущаешь теплоту человеческого общения. Так проявляются различия нравственно-психологического состояния духовных сред коллективов. Нетрудно представить, насколько различное социализирующее воздействие каждая из них оказывает на сознание людей, на их морально-психологическое состояние. Из всего многообразия видов воспитания, которым подвергается человек, можно выделить три основные: физическое, психическое и нравственное. Они тесно взаимосвязаны и взаимно обеспечивают друг друга. Успехи нравственного воспитания значительны при нормальном физическом и психическом развитии личности, в свою очередь, нравственное возвышение личности вносит неоценимый вклад в ее физическое и психическое развитие, формируя ответственное отношение к своему физическому и психическому здоровью как ценности, имеющей не только личное, но и общественное значение.
Нравственное воспитание оказывает всепроникающее воздействие на политическое, экономическое, правовое, идеологическое, атеистическое, эстетическое и экологическое формирование личности. Оно органично входит во все формы трудового воспитания, профессиональной ориентации, подготовки к службе в армии. Вместе с тем оно выступает как одно из относительно самостоятельных направлений в идейно-воспитательной работе. Цель нравственного воспитания — овладение творческим потенциалом общечеловеческой морали.
Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образования, воспитания нравственных чувств и обретения нравственных умений. В чем отличие нравственного воспитания от нравственной социализации? В том, что нравственное воспитание —
это целенаправленный процесс, преднамеренно реализуемый людьми. Содержание этого процесса четко обусловлено вышеназванными задачами нравственного воспитания. И еще одно важное положение. Решающую роль в нравственном воспитании играет направленное общение. Это своеобразная, по выражению болгарского ученого В. Вичева, постоянно действующая школа нравственно-практического человековедения и челове-копреобразования. Нравственный потенциал общения, как свидетельствуют исследования, определяется тем, насколько другой человек как человек становится потребностью для другого человека, В правильном нравственном миропонимании изначальная функция принадлежит этическому образованию. Оно несводимо к вооружению людей знаниями закономерностей развития морали, основополагающих принципов и норм нравственности. Даже самым высоким уровнем их понимания и усвоения этическое образование не завершается. Оно призвано обогащать и совершенствовать нравственное мышление, нравственную память и нравственное воображение людей.
В чем проявляется нравственное мышление? В умении использовать этические понятия, не искажая их смысла и содержания, жестко соотнося их со своим поведением, с жизненными явлениями. Невладение этическими понятиями — одна из причин аморальных поступков.
Существует непосредственная связь между овладением нравственными понятиями и правильным отношением к действительности. Этическая образованность способствует формированию нравственного склада мышления как неотъемлемой составной части системного мышления, человека.
В чем проявляется нравственная память? По образному выражению И. М. Сеченова, память — краеугольный камень психического развития, «стартовая площадка» человеческой мысли. Являя собой изумительное вместилище человече-, ских впечатлений и разнообразной информации, память обеспечивает преемственность поколений, помогает нам не начинать «с нуля» познание действительности, а продолжать ее познание и совершенствование. Перспективно то общество, где постоянно заботятся о накоплении нравственной памяти, о возвышении ее роли в сознании людей. Достижение этого — одна из важных задач нравственного воспитания.
Постоянное стимулирование и самостимулирование нравственного воображения способствует интенсивной духовной переналадке личности.
Какие чувства призвано вызвать в человеке нравственное воспитание? Прежде всего искреннее чувство радости жизни. Надо научить каждого переживать за собственную жизнь, за удачи и неудачи своего труда, за общение с людьми. Кто не любит свою собственную жизнь, тому недоступны и другие глубокие чувства. «Где безрадостные чувства, — писал В. А. Сухомлинский, — там и угнетенный разум, скованная мысль». На-
э ; полненность жизнерадостными переживаниями I предрасполагает к образованию глубоких нравст-i I венных чувств.
; Важно, чтобы, ценя свою жизнь, радуясь ей,
человек переносил это мироощущение на людей, j испытывал чувство социального оптимизма, что-> I бы предельно актуализировалась одна из важнейших его потребностей — в радости общения.
Действительные общественные отношения есть именно продукт деятельности живых личностей. Эмоционально-чувственная наполненность j этих отношений имеет огромное значение для I трудовой деятельности, организации досуга, се-! мейных взаимосвязей.
Важнейшим нравственным чувством является , бережное и заботливое отношение к природе, к I животному миру. Его формирование — важная функция нравственного воспитания.
Одна из самых трудоемких, но при этом весьма существенных задач воспитания — обретение нравственных умений. Чем лучше отработаны ! нравственные умения, чем разнообразнее нравственные навыки, тем эффективнее роль нравственных привычек в поведении людей. Благодаря умениям, люди способны легко и естественно следовать нормам нравственности. В их поступ-I ках органично слиты знание и дело. А это наилучшее подтверждение их моральной целостно-] сти, высокого уровня нравственной зрелости.
Этические нормы действительны тогда, когда
из состояния знания и осознания они превраща-
I ются в практически освоенные и автоматически
соблюдаемые. Вот почему в нравственном воспи-
i тании огромное значение придается упражнению
в освоении нравственных норм, в выработке
j нравственных умений.
Третьим механизмом нравственного формирования выступает самовоспитание.
Нравственная социализация и нравственное воспитание выступают как условия, предваряющие нравственное самовоспитание. В свою очередь, нравственное самовоспитание является I важнейшим фактором эффективности нравственной социализации и нравственного самовоспитания.
Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение являются теми субъективными рычагами личности, с помощью которых развивается ее самосознание, т.е. осознание своей социальной значимости и личной индивидуальности, своего места, роли в общественной жизнедеятельности. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляются самооценка, самоконтроль, самоутверждение. В такой диалектической цепи находится человек, постоянно над собой работающий, самокритично оценивающий ': свои духовные достижения.
Нравственное самовоспитание обостряет чув-! ство долга, чести, помогает освободиться от эгоцентрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произ-
носимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокритичность.
И еще одна задача, которую призвано решать нравственное самовоспитание. Оно должно помочь человеку смелее использовать возможности нравственного творчества, ориентировать его на совершенствование нравственных взаимоотношений.
Какие изъяны семейного и школьного периода жизни молодых людей особенно ведут к их последующим нравственным аномалиям? Это, во-первых, потребительская ориентация.
Во-вторых, чрезвычайно вредит воспитанию
низкий порог нравственной недоразвитости. В
жизни существует масса «соблазнов», уступки,
которым приводят молодых людей к нарушению
норм морали. Например, невыполнение трудовых
обязанностей. Тем более этому способствует не
требовательное отношение родителей к трудовым
обязанностям детей. ч
Молодые люди с легкостью переступают через нормы морали, и это не вызывает у них глубоких переживаний. Они могут рационально обосновать допустимость безнравственного проступка, ссылаясь, например, на относительность понимания нравственных норм, на их «несовременность» и т.п. Кроме того, окружающие их взрослые люди и сверстники нередко равнодушно к этому относятся. А равнодушие есть молчаливая поддержка.
В-третьих, к отклонениям в социальном поведении ведет неотработанность нравственных механизмов саморегулирования. Какие черты в поведении школьной молодежи вызывают наибольшую озабоченность? Упрямство, вседозволенность, безразличие, приглушеность чувств. При внимательном их изучении выявляется, что это своеобразные защитные механизмы, с помощью которых подростки и старшеклассники отстаивают ,.право на собственные интересы, убеждения, утверждают свое личное достоинство, привлекают к себе общественное внимание. Все это неизбежные издержки данного возрастного периода становления личности. Однако нельзя недооценивать, потому спокойно ожидать, что по истечении определенного времени они сами по себе исчезнут. А ведь именно такого мнения придерживаются многие взрослые, что обусловливает их недостаточные усилия по формированию у детей привычки к самооценке, самообязательству, самоконтролю, самокритичности.
Формирование механизмов саморегулирования предполагает и систему нравственного закаливания личности.
Нравственное закаливание растущего человека состоит в его приучении к достойному перенесению жизненных трудностей, правильному отношению к критике, к проявлению мужества при отстаивании своих идей, к терпеливому восприятию индивидуальных особенностей характера
154
людей. Важно, чтобы при этом у человека не возбуждалась озлобленность, подавленность, мстительность. Эмоции и чувства несут первоначальную и основную нагрузку в психической системе человека. Они задают тональность его восприятию и отношению к окружающему. Нравственное закаливание способствует эмоциональной уравновешенности человека, его устойчиво благородному поведению в повседневных и экстремальных ситуациях.
В-четвертых, важным недостатком школьного периода становления личности является несовершенная техника имиджирования. В переводе с английского имидж — это образ. В социальной психологии, имидж обозначает ореол, стихийно или преднамеренно создаваемый и поддерживаемый мнением социальной группы, демографического слоя. Имидж может быть создан самой личностью: ярко романтизированный образ-мечта.
Молодой возраст — это период личностного формирования, когда имиджирование выступает как наиболее эффективный способ нравственного возвышения.
Имиджирование не сводится к созданию и поддержанию у юноши или девушки возвышенной мечты, к стимулированию у них желания поступать нравственно, достойно. Оно призвано решать и такую задачу, как умелое нравственное возвеличивание повседневных честных и самоотверженных действий. Надо каждому конкретному достойному поступку давать яркую нравственную оценку, углублять моральное восприятие молодым человеком собственного нравственного действия.
Нельзя упускать любую возможность возбуждения нравственных чувств, привития молодежи желания следовать нравственным образцам, утверждать себя посредством приближения и своему ореолу. Без этого невозможно рассчитывать на успешное решение задачи нравственного возвышения личности.
Нужен дифференцированный подход к школьникам с учетом тех изъянов в предшествующем воспитании, которые являются причинами такой разноуровневой их нравственной подготовки.
Как добиться, чтобы цель и задачи нравственного возвышения личности результативно реализовались в процессе ее нравственной социализации, воспитания и самовоспитания?
Прежде всего важно учесть, что методы нравственного воздействия только тогда выступают как формирующий фактор, когда посредством их личность активно включается в систему общественных отношений трудового коллектива. Недопустимо обеднять арсенал форм и методов нравственного совершенствования людей, сводя их только к тем из них, которые имеют прямое нравственное воздействие. Все, что активизирует общественные взаимоотношения людей, ставит их в положение реальной взаимозависимости, — все это способствует формированию у них конкретных нравственных обязательств, переводу в
их сознании ведущих общественных интересов во внутриличностные интересы.
Формы и методы нравственного воздействия могут оказаться неэффективными, если при их применении не учтено следующее.
Во-первых,необходимо заранее продумать технику использования форм и методов нравственного воздействия, исходя из особенностей индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств подростков и старшеклассников. Трудно рассчитывать на воспитательный успех, если не приняты во внимание такие их индивидуально-психологические качества, как особенности темперамента, эмоционального склада, познавательных процессов (мышления, памяти и воображения). Необходимо учесть также особенности общественно-психологических качеств людей: социальные установки, притязания-ожидания, ценностные ориентации, стереотипы. Например, если у школьников сложилась негативная установка на тот или иной метод работы с ними, было бы неразумно с этим не считаться. Игнорировать особенности индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств людей не только нравственно недопустимо, но и проигрышно с точки зрения их воспитания и обучения.
Во-вторых, продумывая формы и методы нравственного воздействия, необходимо выявить, насколько они соответствуют состоянию нравственного здоровья. Многие формы воспитания окажутся неуместными, неэффективными и даже вредными, если в коллективе не в почете взаимопомощь, сложился нездоровый морально-психологический климат.
Стадии нравственного развития коллектива являются своеобразными точками отсчета социальной готовности коллектива к принятию определенных форм и методов нравственного воздействия. Одни формы и методы нравственного воздействия приемлемы на первой стадии, другие на второй и т. д. По мере социального вызревания коллектива расширяется диапазон используемых в нем форм и методов нравственного воздействия, возрастает возможность их усложнения и комплексного использования. Таким образом, готовность коллектива к принятию конкретных форм и методов нравственного воздействия — факт реальный, с которым нельзя не считаться.
В-третьих, важно помнить, что результативность применения форм и методов нравственного воздействия находится в непосредственной зависимости от общей культуры и нравственной зрелости личности, которой доверено нравственное формирование людей, от ее психолого-педагогической компетентности.
При применении форм и методов нравственного воздействия воспитателю необходимо самому трезво оценить особенности своих индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств.
Эффективность применения форм и методов
нравственного воздействия непосредственно свя-1 зана с уровнем психолого-педагогической компе-I тентности воспитателя. Результаты социологиче-I ских исследований свидетельствуют, что ее низ-' кий уровень — слабое место в подготовке педаго-1 гических кадров. Этим во многом объясняются | неудачи в воспитательной работе. Практика под-I тверждает: чем выше уровень психолого-педагогической компетентности тех, кто занимается I воспитанием людей, тем с большей результатив-] ностью ими используются разнообразные формы I и методы нравственного воздействия.
В нравственном возвышении самостоятельная : работа имеет приоритетное значение. Нельзя j стать нравственным «с чужого голоса», не имея 1 своей моральной позиции, своих убеждений. На-•: до самому выстрадать нравственные ориентиры : собственного поведения среди людей, отношения I к труду. Необходимо осознанно обогащать и рас-] ширять диапазон нравственных ценностей, со-| ставляющих важнейшие устои внутреннего ду-' ховного мира личности.
Необходима «инвентаризация» человеком таких своих качеств, как нравственные установки и ; стереотипы, воля, навыки и привычки. Она проводится с целью критичной самооценки соответствия названных качеств тем требованиям, кото-
рые к ним предъявляются в обществе. Важен и нравственный анализ поступков. Все это — не самокопание личности в самой себе, а необходимое условие самоконтроля и внесения коррективов в свое поведение в целях упрочения своей моральной репутации. Нравственный анализ поступков помогает личности укреплять доверие к ней со стороны других людей. По тому, насколько это доверие возрастает, можно судить о результативности данного вида работы человека над собой.
Единицей измерения морального состояния коллектива является нравственное здоровье каждого его члена.
Безграничны перспективы нравственного возвышения личности. Наряду с упорядочением условий общественно полезной деятельности и общения, повышения культурно-образовательного уровня школьников, всевозрастающее значение имеет хорошо отработанная инструментовка нравственного прикосновения к личности. Она включает в себя разнообразные формы и методы воздействия на сознание растущего человека, на утверждение нравственных устоев его духовного мира.
Воспитание школьников. — 1989. — №1, 3.
А. В. ЗОСИМОВСКИЙ КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
Моральная направленность личности — сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них могут устойчиво занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную, второстепенную роль, что находит свое выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравственно ценные или же, наоборот, этически неприемлемые поступки и действия.
Ученые выделяют два основных типа направленности: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Обобщив современные представления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются: приверженность принципам демократического, гуманного общества и общечеловеческим морально-этическим ценностям, гражданственность, действенный патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду.
Сразу же нужно признать, что для регулирования воспитательного процесса деление направленности лишь на две альтернативные разновид-
ности оказывается недостаточным. Материалы педагогических наблюдений показывают, что основные различия у воспитанников проявляются не только в нравственном или этически неприемлемом поведении, но еще и в том, насколько устойчива или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации.
Анализ возможных типов направленности позволяет выделить в качестве главных синтетических единиц «измерения» три позитивные разновидности: малоустойчивую, устойчивую, высоко устойчивую — и три соответственно противостоящих им негативных устремления личности.
Первая характеризуется преобладанием в мо-тивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в систематическом педагогическом подкреплении.
Вторую отличают достаточно прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному (свободному) нравственно должному поведению в обычных условиях, т.е. в типичных жизненных обстоятельствах, не осложненных какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями.
Третья воплощает в себе наивысший, эталонный уровень нравственного развития личности, проявляющиеся в ее способности высоконравственно поступать как в повседневных, обычных жизненных, так и в труднейших ситуациях, требующих от нее максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного. Испытание личности экстремальными жизненными обстоятельствами всегда расценивалось моралью нашего общества как высшая проверка духовной стойкости человека, его нравственной зрелости.
Что касается отрицательной устремленности, то ее первую разновидность можно определить как стадию наметившихся, но еще не успевших укорениться нездоровых наклонностей. Они находят свое проявление в различного рода неблаговидных поступках, не носящих какого-либо серьезного, злонамеренного характера.
Вторую характеризуют уже успевшие утвердиться отрицательные наклонности. Такие школьники допускаю грубые нарушения норм поведения и могут не считаться с обычными требованиями воспитателей.
Третью отличаем наибольшая степень моральной запущенности, проявляющаяся в злонамеренных, иногда очень грубых аморальных поступках, в попытках игнорировать даже самые строгие меры педагогического воздействия.
Как подтверждает наш опыт, выделенные типы вполне адекватно отражают некоторую иерархию основных положений личности на условной моральной шкале — от самого низкого в нравственном отношении положения (высокоустойчивая отрицательная направленность) до наивысшего (высокоустойчивая положительная направленность). Многолетняя опытная проверка данной типологии подтвердила ее практическую пригодность. Обладая простотой и компактностью, она фиксирует наиболее значимые нравственные позиции личности, подчеркивая их особенности. Отметим к тому же, что, по данным анкетных опросов, проводившихся нами среди подростков и старшеклассников, предложенная измерительная шкала почти всегда встречала у них положительный отклик и становилась, как правило, мерилом их собственных обобщенных моральных оценок и самооценок.
Функциональное, поэлементное изучение нравственной сферы включает в себя определение уровня нравственного сознания воспитанника, с одной стороны, и его практической (поведенческой) моральной готовности, с другой, иными словами, своеобразного сплава нравственных знаний, убеждений и реального действия.
Уровень нравственного сознания с точки зрения нашей поэлементной системы оценок определяется, в первую очередь, полнотой этических представлений (знаний) воспитанника, т.е. полнотой отражения принятых в современном российском обществе этических положений и принципов. Данный критерий позволяет выяснить, что одним воспитанникам известны лишь некоторые моральные принципы (слабая нравственная осведомленность), другим — их большая часть
(удовлетворительная осведомленность), а третьим — все наиболее важные (хорошая нравственная осведомленность).
Правомерность рассматриваемого критерия очевидна. Нравственную убежденность школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом нравственных представлений.
Другой существенный измеритель «теоретической» моральной готовности, опирающийся на известные выводы советских исследователей (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, Л.И. Рувинский и др.) о характере связи между знаниями и переживаниями, — глубина осознания социально-личностной значимости стержневых этических норм, обеспечивающая их эмоционально-положительное восприятие. Этот критерий фиксирует субъективное отношение ученика к усваиваемым требованиям и позволяет нам выделить следующие три уровня моральной осознанности.
Первый, называемый нами уровнем малоосознанного усвоения нравственных требований, отличает по преимуществу простое, чисто информационное значение их содержания, не опирающееся на понимание их социально-личностного значения.
Второй уровень — фрагментарной нравственной убежденности — это не только знание определенного круга норм, но и ясное понимание их общественно-личностной значимости, хотя значительная их часть все еще остается личностно индифферентной для школьника, не включенной в сферу его потребностей.
Третий, наиболее высокий уровень моральной осознанности — это полная нравственная убежденность. Он характеризуется тем, что уже все основные моральные требования осознаются учеником одновременно и как общественно, и как личностно необходимые и, следовательно, внутренне принимаются им, становятся его убеждениями.
В условиях переживаемого нами «смутного» времени самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено уровню представлений учащихся о часто неверно трактуемых понятиях национального самосознания, гражданственности, российского патриотизма, которым в их подлинном смысле одинаково чужды как национал-шовинистические, так и космополитические аспекты. Школьники должны ясно осознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взглядах, поступках людей лишь с позиций абстрактного, наднационального морализма являются социально ущербными, поскольку могут способствовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интересам Отечества.
Не менее важно учитывать при оценке моральных суждений воспитанников, насколько полно и глубоко осмыслены ими такие «вечные» общечеловеческие понятия нравственности, как совесть, честь, порядочность, справедливость, доброта. Все они входят как обязательный
компонент в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма, гражданской ответственности должны занимать в структуре морального сознания школьника приоритетное, определяющее положение.
Что касается практической, поведенческой моральной готовности, то ее в нашей системе функциональных критериев воспитанности определяет уровень реального поведения ученика, его умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнять основные социально-нравственные обязанности. В состав минимально необходимых учащимся средней школы умений (навыков), от которых зависит успешность их деятельности, входят, как мы полагаем, умения собственно поведенческие, учебные, трудовые, общественно-организаторские, элементарно-педагогические, а также обеспечивающие действенность самообразования и самовоспитания. Оценивать операционно-техническую подготовленность ученика к такой деятельности удобнее всего, на наш взгляд, по двум основаниям.
Во-первых, важно учитывать полноту приобретенных учениками практических умений и навыков, поскольку в жизни одни воспитанники владеют лишь некоторыми умениями, другие — их большей частью, а третьи — необходимыми каждому человеку. Собственно мы условно считаем, что воспитанников могут характеризовать: узкая, относительно широкая и широкая практическая подготовленность.
Во-вторых, нельзя забывать о мере освоенности приобретенного поведенческого или общественно-трудового умения, реализация которого может носить различный характер. В одном случае она требует от воспитанника серьезного напряжения воли, усиленного самоконтроля (низкая степень освоенности умения), в другом — происходит в значительной мере непроизвольно, достигая уровня навыка (средняя степень), в третьем — приобретает характер привычного, самопроизвольного действия (высокая степень).
Таковы основные особенности предлагаемой нами системы моральных критериев, которая органически сочетает в себе интегральные, максимально широкие измерители нравственности с функциональными, частными, характеризующими ее отдельные стороны. Представленная система носит, естественно, общий характер, а потому и использовать ее в педагогической практике не-
обходимо с учетом конкретных условий диагностической работы с учащимися. Очень важно, прежде всего, чтобы требования моральных критериев не завышали и не занижали возрастные возможности ребят.
Перефразируя известный тезис К.Д. Ушин-ского, мы вправе сказать: если учитель хочет воспитывать школьника во всех отношениях, то он должен прежде узнать его тоже во всех отношениях. Ясно, однако, что это требование необходимо рассматривать как идеальную цель, к которой, разумеется, нужно стремиться, но осуществить которую в полной мере все же нельзя в силу принципиально неисчерпаемости, динамичности человеческой психики, с одной стороны, и лими-тированности возможностей школьного педагога, с другой. Оправданно в этой связи ставить вопрос лишь о реальной для данных условий степени приближения к идеалу, определяемой возможностями данного конкретного воспитателя. Чем меньше эти возможности, тем уже должен быть круг изучаемых у воспитанника сторон его личности, тем они должны быть крупнее и значимее в социально-личностном плане.
Как уже отмечалось, центральное место в программе изучения школьника отводится выявлению специфики его моральной направленности и прямо связанных с нею личностных качеств, характеризующих общую нравственную позицию человека, его отношение к основным моральным и гражданским обязанностям. По мере созидания реальных условий диагностической работы с учащимися программы их изучения могут последовательно расширяться и детализироваться.
Важно постоянно иметь в виду, что само изучение общих, интегративных и сопряженных с ними функциональных нравственных свойств проходит особенно продуктивно, если оба процесса протекают синхронно и строятся на основе тесной взаимозависимости. Так, в результате познания тех или иных нравственных качеств воспитанника у педагога складывается и уточняется представление о его общей моральной направленности, которое помогает точнее оценить отдельные личностные черты изучаемого.
Педагогика. - 1992. —№11-12. -С. 22-26.
М. А. ХОЛОДНАЯ, Э. Г. ГЕЛЬФМАН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания ребенка вынуждает вновь взглянуть на основные компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания) , должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира лично-
ста). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.
Суть изменений, происходящих в содержании образования, формулируется в виде двух альтернативных позиций. Традиционная школа решала следующую проблему: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе :"Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?"
При этом имеется в виду не адаптация школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям учеников, а именно радикальная его трансформация с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности.
В контексте задач интеллектуального воспитания эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения. Для того, чтобы быть умным, конечно же, недостаточно стать образованным. В качестве критериев должны выступать не только показатели знаний, умений и навыков, но и уровень сформированное™ определенных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника.
Сейчас нужны учебники принципиально нового типа, которые могли бы выполнять роль интеллектуального самоучителя. Для этого необходимо изменить принципы конструирования текста. В частности, учебник должен быть проекцией как научного знания, так и психологических основ интеллектуального развития детей, в том числе и тех, что связаны со спецификой умственного опыта ребенка.
Если раньше суть работы учителя заключалась в трансляции знаний и способов познания, то в современной школе важно осуществлять функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого ученика. <...>
Согласно предлагаемому нами подходу, интеллект — это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного опыта), обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего.
Соотнося интеллект с особенностями организации индивидуального ментального опыта, можно сказать, что любой ученик «заполнен» собственным опытом, который и предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый школьник объективно нуждается в создании условий, содействующих интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения своего ментального опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся.
■■* Похоже, что в последнее время ориентация на внутренний мир ученика начинает трансформироваться в одну из центральных идей в области школьной педагогики. Так, в работах И. С. Якиманской обосновывается необходимость «лично-стно ориентированного обучения». При этом в качестве основного приводится положение о том, что каждый учащийся является носителем личного (субъектного) опыта, который вбирает в себя предметы, представления и понятия; умственные и практические действия; эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы. <...>
Одно из основных различий между традиционным и гуманистическим образованием заключается в том, что в первом внутренний опыт ученика воспринимается как не соответствующий требованиям школьного обучения, тогда как во втором он рассматривается как контекст учения, в частности, поощряются интуитивность, фантазии, выражение чувств, накопленные вне школы жизненные впечатления.
В последние годы начался активный поиск инновационных форм и методов обучения, которые могли бы раскрепостить и стимулировать рост интеллектуальных сил школьников. К сожалению, реализации задач интеллектуального воспитания учащихся мешают определенные педагогические стереотипы.
Первый из них в тех или иных вариациях основан на следующем убеждении: «Главный показатель эффективности школьного обучения — это уровень усвоения знаний, умений, навыков (ЗУНы)». Разумеется, это важно, но вопрос в другом: достаточны ли они для реализации поставленной задачи? Думается, что нет.
На наш взгляд, в формулировании критериев оценки эффективности образовательных процессов следует учитывать компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума (КИТСУ). Речь идет об определенной системе интеллектуальных качеств, характеризующих уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.
К — компетентность. Интеллектуальная компетентность — особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях.
К элементам знаний, отличающих компетентного человека, можно отнести следующие: 1) разнообразие (множество различных знаний о разном); 2) артикулированность (элементы знания четко выделены и взаимосвязаны); 3) гибкость (содержание отдельных элементов знания и связи между ними могут быстро меняться под влиянием объективных факторов, даже в том варианте, когда знание превращается в незнание); 4) быстрота актуализации (оперативность и легкодоступность знания); 5) возможность его применения в разнообразных ситуациях (в том числе способность переноса знания в новую ситуацию); 6) наличие
I ключевых элементов; 7) категориальный харак-' тер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, подходов, идей); 8) владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»); 9) наличие информации о собственном знании.
И — инициатива. Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области приложения творческих способностей.
Т — творчество. Интеллектуальное творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. У творчества два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность) мысли. Прямой долг учителя заключается в том, чтобы сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным, а также постараться снять старые и не формировать у них новые стереотипы.
С — саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция — это умение произвольно управлять интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения. Известно, что эффективность образования находится в прямой зависимости от уровня самоорганизации школьника. Нужна сформирован-ность механизмов непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля. Необходим особый тип метазнания относительно умственных способностей. Важное условие — готовность работать в режиме «открытой» познавательной позиции.
У — уникальность склада ума. Одна из задач интеллектуального воспитания и заключается в том, чтобы к окончанию школы в максимальной
мере укрепить чувство неповторимости, оригинальности ума каждого школьника.
Итак, обладание всеми этими качествами позволяет характеризовать степень эффективности школьного образования, что не умаляет важности формирования знаний, умений и навыков, которые следует рассматривать в качестве составных элементов в более широком контексте задач интеллектуального воспитания.
Далее. Стало уже стереотипом, что ученики существенно различаются по уровню своей умственной одаренности, которая в значительной степени является врожденным качеством. Следовательно, некоторых из них учить по высшим образовательным стандартам бессмысленно. Нельзя не признать, что за укрепление в педагогической среде такой позиции во многом несут ответственность те профессиональные психологи, которые продолжают смотреть на интеллект через призму тестологических теорий. ...
Какова же конечная цель интеллектуального воспитания? Что меняется в человеке, если он интеллектуально воспитан? На наш взгляд, изменяется его «умственная» картина мира. Показателями интеллектуальной зрелости выступают: широта умственного кругозора, гибкость и многовариантность оценок происходящего, готовность к принятию необычной информации, умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и будущего (последствий), ориентации на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего, склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как, если бы».
Основная задача интеллектуального воспитания сводится к тому, чтобы помочь ученику выстроить свой ментальный мир
Педагогика. - 1998. — №1. — С.54-60.
Б. М. НЕМЕН С КИЙ ПРИОРИТЕТЫ НА ПУТЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Существует опасность, что перестройка, происходящая в системе образования, остановится на уровне частичных решений, растечется по деталям и не затронет коренные, давно не решаемые вопросы. Никакая творческая инициатива отдельных, даже самых талантливых личностей и никакая организационная перестановка кадров в научной или административной сфере не изменят общего положения, если общество не осознает по-новому человеческие, социальные цели общеобразовательной школы. Не только вопрос «как учить?», но и вопрос «зачем учить?» надо заново поставить в программах учебных предметов и при обосновании учебных планов школ и, вузов.
Несоответствие нынешнего содержания обра-
зования социальному заказу общества очевидно. Из задач реального развития общества, поставленных перед школой, она осознает и пытается решить только две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две другие, важные для экономики, нравственности, культуры общества, — передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношений к миру — школа и не осознает, и не решает. Многие даже не понимают, что без решения этих задач нельзя достичь подлинного эффекта и в решении двух первых. Мы закрываем глаза на то, что опыт творчества, развитая человеческая эмоциональность как базис формирования нравственно-ценностной основы личности не передаются через
знания и навыки. Здесь нужен особый педагогический инструментарий! Необходимо в корне пересмотреть не только методы преподавания, но и взаимоотношения предметов в учебном плане и содержание самих программ.
Падению культуры труда и нравственности, «запустенью земли из-за запустенья души» (И. Васильев) наша общеобразовательная школа сегодня фактически не противостоит, а во многих отношениях им способствует. В ней как в капле воды отражаются, к сожалению, и все пороки сложного развития нашего общества. Демократизацию нельзя просто декретировать — ей нужно учить. Только через формирование свободной и ответственной личности (обязательно в единстве — иначе гегемонизм или анархия) и можно создать почву для демократического общества. А такой личностью может быть только творческая, т. е. общественно созидающая личность. Только она способна сопереживать другому человеку, другой нации, быть сопричастной природе и обществу.
Оба эти качества — не просто свойства индивидуальной личности (природа заложила только возможность). Эти качества могут развиться или заглохнуть, умереть. Им можно и нужно учить, их следует воспитывать, формируя человека вне схем «можно — нельзя», пробуждая чувства глубокой личной взаимосвязи человека и общества, ответственности за жизнь.
Наивны попытки передать социальный опыт юным лишь через навыки и знания. Они ведут к формированию личности, творчески инертной, лишенной фантазии, нравственно убогой, приземленной. Внутренняя пустота порождает пьянство, неспособность к выполнению семейных обязанностей, равнодушие к плодам своего труда.
Одни только, организационно-экономические меры большой пользы не принесут. Духовную и творческую неразвитость, отсутствие подлинно высоких духовных потребностей ни компьютеры, ни материальный достаток не изменят. Труд на совесть — это проблема духовная и творческая, проблема именно совести. Даже у самой совершенной мыслящей машины таковой нет. Сегодня нужно говорить не о паритете всех четырех задач образования, а о приоритете именно духовных, творческих и эмоционально-ценностных. Это запущенное дело, им трудно заниматься. Но ведь рушим наследие культуры и природу, рушим страну нашу. Если подходить к школе с этих позиций, то пересмотру подлежит все — от человеческих взаимоотношений в ней до роли учебных предметов, учебного плана, программ и методик.
Широкому обсуждению ныне подвергается система отношений внутри школы. Однако практически вне широкого и столь же яростного общественного интереса остается другая, не менее значимая сторона: содержание образования — чему учить в школе. Я убежден, до сих пор не осознан важнейший вопрос образования: зачем в нем присутствует в виде учебных предметов тот
Или иной опыт человечества. И в частности, у
опыт искусства. з
На первый план выходит роль учебных пред- (
метов, которые более других способны решать
именно запущенные, ранее не осознаваемые пе- j
дагогикой задачи. Знания, навыки дают все пред- (
меты, без них невозможно строить обучение. A <
творчество, а эмоционально-отношенческие кри- >
терии? Все ли предметы в равной степени способ- <
ны передавать именно этот человеческий опыт? ]
Легко убедиться, что именно те учебные пред- ,
меты, которые последние десятилетия были отне
сены на далекие задворки школы, обладают не
сравнимыми возможностями для развития твор- |
ческой нравственной личности. Может быть,
именно потому, что изобразительное искусство и
музыка фактически, были изжиты, а литература
рассматривалась с научных, литературоведческих
позиций, и произошел перенос в образовании?
Научный, даже скорее логический подход ко всем предметом сочли единственно современным, отвечающим духу НТР. Даже предметы искусства были построены только с позиций точности, а так как в этом они явно уступают наукам действительно точным, то и были оттеснены. Ведь в них-то все, даже знания, неопределенно, они эмоциональны, а значит, субъективны, личност-ны. Но если об искусствах начать говорить как о человековедении, о «настройке души» и творчестве — какие здесь могут быть математические критерии!
В школе на паритетных началах должны присутствовать как науки (тонные и гуманитарные), так и искусства. И рядом, на тех же началах — физическая культура и труд, и все же в этой четверке необходимо выделить предметы наиболее важные с позиций социального заказа именно сегодня. Это предметы человековедческие, на которых должны строиться отношения к миру в единстве чувства и мысли, предметы наиболее открытые для формирования творческой фантазии, т. е. предметы искусства (литература, музыка изобразительное, декоративное искусство и архитектура), те, которые уже были в школьном расписании, и те, о роли и месте которых предстоит подумать.
Пора коренным образом изменить статус предметов искусства в школе. Не просто проблема гуманизации и гуманитаризации школы встает перед нами, даже и не проблема эстетизацим обучения — прежде всего мы должны определить место искусства в общем образовании. Необходим четкий и всеми осознанный ответ — зачем они в школе? В чем они незаменимы?
Гуманизация — это очеловечивание. Человек воспринимает мир одновременно разумом и чувствами. И нет иных учебных предметов, кроме предметов искусства, музыки, литературы, которые в самом объекте своем (искусстве) содержали бы это единство. Наука предполагает объективность познания. Искусство — единство объективного и субъективного. В силу этого единства
ТЛМШШ
I именно искусства и должны быть центральным звеном очеловечивания системы образования.
j Они адекватны самой человеческой сущности. Развитие человечества идет не только путем
| раскрытия законов мира. Важнейшей формой
I связи человека с обществом и с природой является переживание этих" связей. Их целостное осознание происходит в богатейшей, сложнейшей сфере искусства. Без существования, развития, нормального здорового функционирования этой сферы человеческое общество вообще не может развиваться. Не осознав этого, мы не выберемся из болота безнравственного отношения к труду, к семье, к природе и самому обществу.
Технократизм мышления опасен! Повороты рек, тотальное осушение болот губительны именно из-за искаженности мышления, потери человеческих критериев труда. Попытки гуманизации и гуманитаризации без понимания этой проблемы заведомо обречены на неудачу. Замыкание гуманизации школы лишь на сотрудничестве учителя и ученика не решит проблемы.
Фактически единство чувства и мысли, т.е. целостное человеческое мышление, действует в школе именно в двух плоскостях — на уровнях общения человека с человеком в реальности школы и на уровне освоения человековедческого эмоционально-ценностного опыта предков, передаваемого через учебные предметы. До сих пор энергия педагогического творчества и прессы была сконцентрирована на осознании необходимости педагогики сотрудничества как на уроке, так и в общественной жизни школы. И это справедливо — без этого первого шага перестройки школы никакого очеловечивания ее произойти не может. Но пора начать продвижение вглубь. В глубь векового человеческого опыта отношений. Опыт переживаний, накопленный за всю .историю человечества, воплощен как в гуманитарных науках, подчиненных рассудку, так и в формах мышления, полностью связанных с чувством, в искусствах. Нужно помнить, что личности ребенка свойственно 'единство мысли и чувства, а не голая логика.
Мне часто задают вопрос: разве понятия о красоте, гармонии несут только искусства? А красота математического решения? А выверенность каждого движения гимнаста не равняет ли спорт с балетом? Действительно, высокую именно эстетическую радость может доставить человеку любая человеческая умственная или физическая деятельность, доведенная до высшей степени совершенства — до степени гармонии. Ведь оптимальное решение всегда гармонично и в науке, и в спорте, и в труде. Но гармония движения в спорте и гармония движения в балете все же явления не одного порядка — хотя и то и другое может быть охарактеризовано как красота.
Лев Толстой писал громоздкими, неэкономичными, часто дисгармоничными фразами, но его гениальность не в предельной отточенности формы, а в постановке и решении духовных проблем
бытия. Проблем нравственных, межличностных, общественных, которые ни математика, ни спорт вообще не ставят — это не их сфера мышления. Именно поэтому балет принципиально отличается от гимнастики, хотя и там и там нужны тренированное тело, отточенные движения.
Поэтому, когда мы говорим о необходимости разработки единой системы эстетического воспитания, необходимо иметь в виду эту разницу в возможностях искусств, наук, спорта, труда. Искусства определяют эмоциональные и нравственные цели бытия, а значит, и высшие человеческие цели любой деятельности. Именно поэтому они должны быть фундаментом системы, от них следует протянуть нити во все сферы жизни ребенка. Пусть эстетика наук войдет в жизнь школы. Но нет ничего опаснее подмены ею эстетики, несомой искусствами, — эстетики человеческого отношения к миру, эстетики добра и зла — здесь искусствам нет соперников.
Поэтому здание такой системы можно выразить в схеме:
Эстетика в человеческих отношениях
Эстетика в науках Внеклассные и внешкольные занятия искусствами Эстетика спорта и труда
Уроки искусств в школе
Фундамент — все обязательные уроки искусства (100 % детей), причем не только пластические, музыка, литература, но и зрелищные (кино, хореография). Вокруг этого стержня-фундамента должны существовать эстетические элементы как во всех предметах науки, так и на уроках физкультуры и труда. Но систему можно будет считать завершенной, не размываемой, если у нее будет «крыша», жизненная практика человеческих отношений во всех формах, в школе, вне школы, в семье. Этот элемент системы предельно не разработан. Все межличностные отношения детей, отношения их с учителями, с воспитателями, учителей и воспитателей с родителями должны быть выстроены как экспериментальное поле, закрепляющее в борьбе опыта, идей, действий высокоэстетические критерии бытия в душе, в сознании школьника.
Единая система эстетического воспитания школьника, к сожалению, никем практически не разрабатывается. Изучаются элементы; действие которых неэффективно вне единой, на общих принципах разработанной конструкции. Создание Института эстетического воспитания, охватывающего исследованиями проблемы от детского сада до образования педагога, было бы единст-
11 Зак. 933
венно правильным решением. Иначе — опять отдельные лоскуты, не сшитые в целое одеяло.
Пора начать полностью перестраивать и содержание, и взаимоотношения всех учебных предметов, выражающих разные грани общечеловеческого опыта, — как учебные планы, так программы и методику: Только тогда мы сможем к опыту знаний и навыков предков прибавить опыт
творчества и опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни, ими формируя сегодняшние критерии человека.
Только так, при таких приоритетах и можно построить подлинно человечную школу, а значит, и подлинно человечное общество.
Советская педагогика. — 1989. — №1. — С. 61-65.
ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Преобразования, начавшиеся в стране во второй половине 80-х годов привели к тому, что эстетическое воспитание, наконец, стало рассматриваться как обладающее особой культуротворче-ской функцией в обществе. В эстетике, педагогике, психологии, в теоретическом осмыслении самого процесса эстетического воспитания, в характере функционирования его механизма, в оценке его инструментария стали преодолеваться стереотипы. Педагоги отказываются от примитивизма самой практики во всех его звеньях и на всех уровнях. Но в чем все они сходятся, так это в признании бесспорности тезисов о всестороннем гармоническом развитии личности как конечной цели всех педагогических усилий и в вопросе о решающей роли искусства в реализации этой цели. <...>
Если говорить об общей ситуации в теории эстетического воспитания школьников, то в настоящий момент одним из актуальных вопросов является значимость в школьной программе совокупности тех или иных конкретных предметов. Сторонники изменений соотношения между ними в пользу дисциплин по искусству апеллируют к широко распространенному мнению, что гуманитарная культура в настоящее время вытесняется научно-техническими и естественнонаучными ориентациями. Вместе с тем существуют очевидные факты: общая компьютерная безграмотность, крайнее несоответствие содержания школьного преподавания так называемых точных наук современному уровню естественнонаучных дисциплин при общей отсталости отечественной науки, невыраженность сциентистских направлений в самих гуманитарных областях знаний.
В теории эстетического и художественного воспитания сформулированы на сегодняшний день два принципа:
• включенность человека в современную социо-
, культурную проблематику, приобщенность к
мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего являются механизмами овладения человеком спецификой содержания и форм художественной деятельности;
• адекватное понимание, восприятие и оценива
ние произведений искусства, опыт непосредст
венной художественной деятельности позво-
ляют человеку войти в мир общечеловеческих
ценностей.
При этом ключевое звено в создании новой организационной системы — это общеобразовательная школа.
Заслуживающей внимательного, вдумчивого и серьезного рассмотрения является концепция эстетического воспитания школьников, предложенная А.А.Мелик-Пашаевым.Ученый пишет: «сердцевиной процесса образования должно сделаться становление личности школьника — таково главное направление перестройки школы. С этим связаны и настойчивые призывы «гуманизировать школу»: только очеловеченная школа может воспитывать человека". Это должна быть не реформа школы, а своего рода революция, смена «педагогической парадигмы», что подразумевает тот факт, что предметы художественного цикла станут ведущим звеном перестройки школы.
«Главная цель эстетического воспитания школьников... — продолжает ученый, — состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни». При этом искусство должно так преподаваться в школа, х, чтобы в процессе творческой практики и при восприятии произведений искусства учащийся мог открывать «в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру». Погружая школьников в мир «истоков пространственно-временных искусств», А.А.Мелик-Пашаев на примере монументального искусства предлагает оригинальную систему приобщения их к художественной культуре.
Основным психолого-педагогическим условием развития у детей эстетического отношения к действительности и творческих способностей является, по мнению ученого, приобщениеих на доступном возрасту уровне к решению полноценных творческихзадач. Ребенок должен побыть автором. Необходима также параллельная работа по развитию его художественного восприятия, которая «строится как опосредованный произведением <диалог» с автором, опирается на авторский опыт самих детей». Таким образом, перспективность направления в современной педаго-
I гике искусства в громадной степени определяется J тем, какое место в ней отводится «авторскому» творчеству детей.
Существенный момент, на который обращает | внимание А.А.Мелик-Пашаев, — это осуществ-; ление эстетического воспитания школьника «на I доступном возрасту 'уровне». Известно, что ребе-] нок должен и хочет взрослеть. «... Не получая | ключей и средств посильного приобщения к «на-i стоящей» художественной деятельности, он будет | испытывать неудовлетворенность и неуверен-I ность, потеряет интерес к искусству, перестанет им заниматься. В этом состоит, в частности, главная психологическая причина так называемого , «подросткового кризиса» в художественном развитии ребенка».
К сожалению, педагогика искусства пока не накопила достаточных знаний о возрастных особенностях художественного развития детей, «учебные программы по предметам эстетического цикла практически не учитывают возрастную динамику, те содержательные изменения, которые происходят в психике ребенка при переходе с одной ступени развития на другую». Тем не менее, определенные данные о подростковом возрасте имеются. Известно, к примеру, что для самосознания и ценностей растущего человека характерны следующие изменения: подростку свойственно стремление следовать образцам, осваивать «типичные конструкции», приемы, он предпочитает стиль научной фантастики, детективов, приключенческой прозы. В свою очередь, юноша — это лирик, который изучает мир своих переживаний, свою неповторимую индивидуальность.
Следует подчеркнуть, что механический перенос возрастных закономерностей в педагогику искусств недопустим. Наиболее ярко, по мнению А.А.Мелик-Пашаева и З.Н.Новлянской, эта «невозможность» выступает применительно к подростковому возрасту. Что же это значит?
Ведущей возрастной чертой подросткового возраста является жажда самоутверждения, способность и потребность познать себя как индивидуальность. Но известно, что именно на этот возраст попадает кризис, скажем, в области изобразительной деятельности. Черты кризиса — это исчезновение экспрессии, подражательность, робость в обращении с изобразительными средствами, «натуралистические» тенденции, утрата индивидуальности и крайняя неуверенность в своих возможностях. Кажется, налицо противоречие. Но — ничего подобного. Противоречия здесь нет. В стремлении подростка к самостоятельности содержится сначала ориентация на некий обобщенный «эталон» взрослости. Вместе с тем этот возрастной эталон взрослого творчества очень беден, носит внешний, поверхностный характер. В этом одна из причин подражательности творчества подростка, а также создания психологических трудностей, которые приводят к тому, что он бросает занятия искусством.
Еще одна причина подражательности его
творчества содержится в открытии собственного внутреннего мира. Это «открытие» вызывает у растущего человека состояние беспокойства, из которого он выходит, обнаружив для себя некоторый образец для подражания.
Существует, наконец, еще одна причина обеднения художественного творчества в подростковом возрасте. По мнению ученых, речь идет о стремительном развитии интеллекта. «Теневой» же стороной является тот факт, что подросток как бы «глохнет» по отношению к непосредственным свойствам предметов и явлений окружающей действительности. Ни цвет, ни форма, ни звук не волнуют подростка так, как раньше.
Следует, однако, заметить, что в психологической потребности старшеклассников в образцах и эталонах содержится не только «возрастная слабость», но и ценная предпосылка дальнейшего развития. Эта черта делает подростка психологически открытым для освоения художественной культуры человечества. Поэтому одним из важных путей его обучения будет освоение художественных стилей различных эпох и выдающихся мастеров.