Блок самостоятельной работы №3
1.Какие из указанных ниже свойств педагогического процесса характерны и для процесса обучения, и для процесса воспитания?
•двусторонность взаимодействия педагога и учащегося;
•направленность всего процесса на развитие личности;
•единство содержательной и процессуальной сторон;
•взаимосвязь всех структурных элементов;
•реализация трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
2.Н.Г.Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств.
Согласны ли Вы с этим высказыванием? Ответ аргументируйте.
Создайте свой «портрет» образованного человека.
3.П.Ф. Каптеев в своей работе «Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны» рассматривает педагогический процесс с внешней и внутренней стороны следующим образом:
«Если рассматривать педагогический процесс с внешней стороны, то он представится в виде передачи старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, ранее жившего и ныне живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде живущего человечества к ныне живущему.
Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т.е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможностей помогать этому процессу. Сущность педагогического процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма…»
В чем Вы согласны с автором, в чем не согласны? Аргументируйте свою позицию.
4.Разделите перечисленные словосочетания на две группы:
1) принципы целостного педагогического процесса;
2) закономерности.
Гуманизация; зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий; определяющая роль деятельности и общения в формировании и развитии личности; демократизация; природосообразность; зависимость воспитания и обучения от возрастных, и индивидуальных особенностей ребенка; культуросообразность; систематичность и последовательность; взаимозависимость процессов воспитания, обучения и развития личности; сознательность, активность, самодеятельность, творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; связь теории с практикой и с жизнью; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся; положительный эмоциональный фон педагогического процесса.
5. Восстановите деформированный текст.
Деятельность, направленная создание – педагогическом оптимальных воспитания, развития личности воспитанника и для профессиональная возможностей процессе свободного и саморазвития на и условий выбора творческого педагогическая деятельность в обучения, самовыражения.
Модуль № 5
(6 часов на изучение модуля,
2 часа на самостоятельную работу студентов)