Понятийный аппарат темы
Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук
Содержание теоретического модуля № 1:
Возникновение и развитие педагогики. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук. Предмет, объект, задачи педагогической науки.
Содержание теоретического модуля № 2:
Система педагогических наук. Структура педагогической науки. Основные категории педагогики.
Содержание практического модуля № 3:
Отработка понятийного аппарата. Решение педагогических задач. Выполнение творческих заданий.
По итогам изучения модулей студенты должны знать:
- различные подходы к определению педагогики как науки и искусства;
- сущность понятия «педагогика», ее объект, предмет, основные функции и задачи;
- основные категории педагогики;
- место педагогики в системе других наук;
- систему педагогических наук.
По итогам изучения модулей студенты должны уметь:
- анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
- выделять признаки основных педагогических понятий;
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики.
Алгоритм действий студентов при изучении данных модулей.
- Осмыслить информационный блок № 1, приготовиться к педагогическому диктанту: «Основные категории педагогики».
- Приготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока № 2.
- Выбрать любое задание из блока самостоятельной работы № 3, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.
- Приготовиться к контрольному тестированию по пройденному материалу.
Теоретический блок № 1
План рассмотрения теоретических вопросов:
- Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
- Структура педагогической науки.
- Педагогика в системе наук о человеке.
- Система педагогических наук.
- Этапы развития педагогической науки.
Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата темы, анализа признаков каждого понятия.
Понятийный аппарат темы
Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
Воспитание в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
Воспитание в узком педагогическом смысле– специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Образование – процесс освоения человеком системы знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и отношений, опыт познавательной и практической деятельности.
Развитие – процесс качественных и количественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов и собственной активностью личности.
Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных и развивающих задач.
Принципы – основополагающие положения, которые определяют систему требований к организации педагогического процесса.
Методы – способы взаимосвязанной деятельности участников педагогического процесса по достижению его целей совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Формы обучения – четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Закономерности – это существенные причинно-следственные связи между различными компонентами педагогического процесса и явлениями внутри них.
Педагогика как наука.
Предмет, объект, функции и задачи педагогики
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Термин «педагогика» берет свое начало из античной Греции от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Для того чтобы выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство, - необходимо определить ее объект, предмет, функции и задачи.
В качестве критерия целесообразно использовать универсальные (общепринятые) определения (дефиниции) науки, ее функций, объекта и предмета.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов.
Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.
Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной науки.
Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки.