Индивидуальность ученика и искусство педагога

Как справедливо замечает один из педагогов-пианистов, одна из проблем художественной, в частности музыкальной, педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.

Дарование и мастерство музыканта-педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого ученика, способствовать формированию его индивидуальности, помочь ему найти наиболее соответствующую его индивидуальному складу будущую профессию. Особая ответственность - на преподавателях специальных классов музыкальных учебных заведений, которые во многом определяют условия индивидуальных занятий, обеспечивая чуткий подход к каждому учащемуся, делают многое для раскрытия и развития его склонностей, интересов, способностей.

Опытные педагоги органично сочетают в своей работе процесс воспитания личности учащегося (выявление и развитие его лучших задатков) и процесс его обучения (передачу ученика знаний, умений, приемов исполнительской работы). Такое понимание педагогического искусства в трудах А. Корто, Л. Ауэра, К.А. Мартинсена, Г. Нейгауза, С. Фейнберга, А. Ямпольского и др.

Руководящие принципы педагогов-воспитателей – это:

- становление контакта с каждым учеником в процессе творческой работы;

- развитие и поощрение инициативы ученика;

- умение замечать и поддерживать привлекательные черты его исполнения.

Конкретное проявление такого отношения – это умение слушать ученика, замечать и поддерживать привлекательные черты его исполнения, как бы скромны они ни были, улавливать, даже угадывать проблески замысла. Как замечает М. Фейгин, умение слушать – признак дарования педагога. Воспринимая игру ученика непосредственно, педагог помнит, как ученик играл вчера, и предвидит, как он сможет играть завтра. В этом проявляется диалектика педагогического искусства.

Не менее важным является воспитание инициативы и самостоятельности ученика начинается с развития умения разбираться в нотном тексте и на его основе создавать свой исполнительский замысел.Уже от школьника педагог вправе требовать грамотного и осмысленного разбора текста, понимания всех авторских ремарок и умения передать их выразительный смысл. От более подвинутого учащегося можно ждать создания собственного «эскиза» исполнения. От зрелого студента – подготовки законченного (в меру его сил) исполнения сочинения.

Особое значение в художественной педагогике имеетэмоциональное воздействие на ученика, способность передать ему увлечение искусством, вызвать восторг перед прекрасным. М. Фейгин рекомендует две, сходные, но по существу различные формы такого воздействия:

– законченное исполнение разучиваемого произведения с целью увлечь ученика, дать ему по возможности совершенный образец;

- показ произведения с различных сторон, яркое выявление отдельных средств исполнения, юмористическое воспроизведение отрицательных черт исполнения ученика, сравнение изучаемого произведения с другими, в чем-то сходными или контрастирующими ему. Показ музыкального произведения педагогом - это освещение его именно так, как этого требует данный момент работы с данным учеником. Как замечал Г.Г. Нейгауз, педагог оказывается для ученика помощником, «критиком и советчиком».Одно из проявлений педагогического мастерства – умение выжидать, не торопя ученика, не вмешиваясь, пока в этом нет необходимости, иными словами, «умение не мешать ученику».Педагог не всегда сразу распознает «зерно» индивидуальности ученика, ему предстоит многое отсеять глубинное, изначальное от поверхностного, преходящего.

В процессе обучение ученика игре на фортепиано педагогу следует учитывать влияние предшествующего опыта обучения («наследства» педагога-предшественника). Он должен внимательно изучать ученика как личность, его исполнительские навыки и умения. Педагог должен уметь влиять на технические навыки ученика путем развития его музыкально-слуховых представлений, умения глубже, тоньше, полнее слушать музыку.

Индивидуальное воспитание следует планировать. проводить на основе продуманного плана, который выполняет роль и педагогического диагноза и прогноза. Индивидуальный план начинается с характеристики ученика. Необходимо составить меткую, вдумчивую характеристику, в которой продемонстрировать умение видеть не только явное, преобладающее сегодня, но и улавливать робкое, неприметное, то, что сегодня едва пробивается, но чесу, возможно, принадлежит будущее.

Особенности ученика и перспективы их развития обосновывают следующие разделы индивидуального учебного плана:

- задачи на ближайший период;

- преимущественные методы воздействия;

- репертуар.

При составлении учебной программы в классе музыкального инструмента ученика необходимо учитывать принцип педагогической целесообразности:

- доступность изложения;

- лаконизм и законченность формы;

- совершенство инструментального воплощения.

Учебная программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям, жанрам, включать как сочинения, требующие напряжения всех сил ученика, так и более легкие, которые могут быть освоены быстро. По мнению опытных педагогов, если заданное сочинение слишком легко для ученика, можно предъявлять более высокие художественные требования к его исполнению, если же педагог включить в программу непосильное музыкальное сочинение, то следует снизить требования к качеству исполнения.

Выводы: Педагогическое и исполнительское мастерство музыканта тесно связаны, но их отождествлять нельзя. Талантливые педагоги умеют развить в своих учениках такие качества и умения, которых им самим не хватает. Одаренный педагог может научить большему. Чем он сам умеет, а слабый педагог – меньшему.

Литература

1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследование. - Изд. 2-е, доп. Л.: Сов. композитор, 1979. - 352 с.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.

5. Верлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.

7. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. – 1950. - №5.

8. Вопросы фортепианного исполнительства. - Вып. 1. – М., 1965.

9. Вопросы фортепианной педагогики. – Вып. 2. – М., 1967.

10. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. – М.-Л., 1966.

11. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. – М., 1969.

12. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1980.

13. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов: Дисс. … канд. пед.наук. – М., 1989.

14. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – 3-е изд. – М., 1967.

15. Перельман Н. В классе рояля. – М., 1970.

16. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.

17. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1989.

18. Ребенок за роялем: педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. Сб. статей / Пер. с нем. П. Дорохова и Ж. Согомонян под ред. Г. Балтер. – М.: Музыка 1981. – 333 с.

19. Савшинский Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.; Л., 1964.

20. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыков самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах: Дисс … канд. пед. наук. – М., 1989.