Лекция 1. Музыкальная педагогика как область научного знания

Л Е К Ц И И

По дисциплине

«Музыкальная педагогика и психология»

Тематика курса

Музыкальная педагогика [С. 2- 85].

Музыкальная педагогика как область научного знания

Идеи музыкально-эстетического воспитания и обучения в истории европейской музыкальной культуры

Музыкальное воспитание и образование в России: становление и развитие, тенденции, системы

Зарубежные системы музыкального воспитания

Фортепианное обучение как художественно-воспитательная дисциплина

Музыкальная исполнительская (фортепианная) педагогика

Педагогика музыкального восприятия

Мировая музыкальная педагогика в эпоху глобализации

Музыкальная психология [С. 86 - 192]

Раздел 1. Музыкальная психология как научная дисциплина

Лекция 1.1. Музыкальная психология: этапы становления, предметная область, направления

Раздел 2. Психология музыкальной деятельности

Лекция 2.1. Музыкальная деятельность: виды, структура, механизмы

Лекция 2.2. Психология музыкального творчества

Лекция 2.3. Психология восприятия музыки

Лекция 2.4. Психология музыкальных способностей. Онтогенез музыкальных способностей

Раздел 3. Психология музыкального сознания

Лекция 3.1. Музыкально-познавательные процессы психики личности

Лекция 3.2. Музыкальное мышление: виды, сущность, развитие

Лекция 3.2. Музыкальное сознание: понятие, исторические формы

Музыкальное сознание общества и личности

Раздел 4. Психология музыкального образования

Лекция 4.1. Психологические основы музыкального обучения (-)

Лекция 4.2. Психологическая характеристика методов обучения (-)

Лекция 4.3. Психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе

Раздел 5. Психология музыкально-педагогического общения

Лекция 5.1. Преподавание музыки. Процесс общения в музыкальной деятельности

Музыкальная педагогика

Лекция 1. Музыкальная педагогика как область научного знания

 

План

1. Курс «Музыкальная педагогика и психология»: цель, задачи

2. Музыкальная педагогика: объект и предмет изучения, задачи

3. Основные понятия музыкальной педагогики

4. Источники изучения музыкальной педагогики

5. Принципы музыкального образования

 

1. Содержание курса «Музыкальная педагогика и психологии» предполагает:

- изучение процесса развития музыкальной педагогической и психологической теории и практики в контексте эволюции музыкальной культуры и искусства;

- выделение базовых основ музыкально-педагогической и психологической практики благодаря выявлению сущностных особенностей музыки как явления культуры;

- учета в развитии музыкальной педагогики и психологии принципов и закономерностей общей педагогики и психологии.

Центральное место в курсе отводится изучению концепций музыкального воспитания, развития и образования, получивших признание мировой и отечественной общественности. Содержание курса базируется на использовании культурологического, исторического, деятельностного и музыковедческого научных подходов.

Цель дисциплины – сформировать у студентов систему научных знаний и практических навыков в сфере музыкально-педагогической и исполнительской практики посредством изучения истории, теории и методики музыкального воспитания и обучения, а также основ музыкальной психологии.

В результате изучения дисциплины у студента должна сложиться система научных представлений о методологических и теоретических основах музыкальной педагогики и психологии; усвоено содержание основные зарубежных и отечественных методик музыкального воспитания, образования и развития;

Студент должен:

уметь:

- осуществлять профессиональную музыкальную деятельность с учетом ее педагогических и психологических аспектов;

- анализировать состояние музыкального воспитания, обучения и развития учащихся, корректировать его;

владеть:

- системой музыкально-педагогических и музыкально-психологических умений и навыков;

- методами изучения музыкальных способностей воспитанников;

- методами управления их музыкальной культурой.

Основная цель курса «Музыкальная педагогика и психология»:

- систематизировать теоретические знания в области музыкальной эстетики, педагогики и психологии;

- ознакомить студентов с различными методиками музыкального воспитания, образования и развития детей;

- сформировать потребность в изучении психических явлений и процессов, продуцируемых музыкой, уметь их анализировать;

- вооружить знанием осуществления механизмов психической деятельности, закономерностей музыкального творчества и музыкального восприятия;

- ознакомить с методами диагностики и формирования музыкальных способностей детей;

- сформировать у студентов-музыкантов исполнительского профиля систему музыкально-педагогических и психологических знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно осуществлять в будущем профессиональную деятельность в решении психолого-педагогических задач музыкального воспитания, воспитания, образования и развития.

Освоение содержание курса обеспечит продуктивное изучение частных методик музыкального воспитания, обучения и образования, во всех видах музыкальных практик.

Курс «Музыкальная педагогика и психология»связан с такими сферами научного знания как культурология, философия музыки, музыкальная эстетика, история музыки, теоретическое музыкознание, музыкальная социология. Освоение содержания курса происходит в процессе взаимодействия с музыкально-теоретическими и историческими дисциплинами, анализом музыкальных произведений и др.

Задачи курса:

- освоение историко-теоретических знаний и практических навыков в области музыкальной педагогики и психологии;

- выявление структуры музыкальных способностей и особенностей их развития на разных возрастных этапах;

- анализ особенностей эмоционально-волевой сферы и психомоторных проявлений музыканта;

- изучение музыкально-познавательных процессов психики;

- анализ психологических особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и педагога;

- выявление психологических механизмов творчества личности в процессе музыкальной деятельности;

- характеристика психологических особенностей ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий;

- выявление психологических основ обучения языку музыки;

- изучение психологии музыкально-педагогического общения;

- установление психологических особенностей организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностических методов музыкально-образовательного процесса;

- изучение особенностей музыкальной семантики как выражения психических закономерностей, зафиксированных в музыкальных произведениях различных стилей и жанров, которые определяют протекание процесса формирования музыкального восприятия и способов музыкального мышления;

- выявление общих и индивидуально-психологических закономерностей психофизиологических процессов, вызываемых музыкой.

Общий объем дисциплины «Музыкальная педагогика и психология» составляет … часов, из них – лекционных, … - семинарских и практических, … часов самостоятельной работы студентов в V-VI семестрах.

2. Музыкальная педагогика (англ. Music Pedagogy) представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается изучением и разработкой наиболее эффективных форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, формирования творческих умений, практических навыков и музыкального опыта в различных сферах музыкального искусства.

Объект изучения музыкальной педагогики- процесс музыкального образования и воспитания личности будущего музыканта.

Предмет исследования музыкальной педагогики– совокупность всех форм организации, методов и средств, материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, из которых формируется целостный комплекс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Музыкальная педагогика, с одной стороны – это специальная область педагогики, а с другой - комплексная наука, базирующаяся на научных данных из сфер музыкальной философии, музыкальной эстетики, музыкальной психологии и социологии, ее содержание направлено на развитие отдельных музыкальных задатков и способностей субъекта обучения, формирование его личности в целом.

Задачи изучения музыкальной педагогики:

- ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной музыкальной педагогики в ее историческом контексте;

- освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;

- ознакомиться с наиболее известными системами и методиками музыкального воспитания и обучения разным видам музыкальной деятельности.

 

3. Основные понятия музыкальной педагогики

Музыка относится к выразительным видам искусств. Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей). Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.

Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем). Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития. Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.

Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями. Основные виды музыкальной деятельности – создание музыкального произведения (музыкальное творчество), воссоздание (исполнение), восприятие (слушание). Каждый из этих видом музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.

Музыкальная педагогика– отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

Музыкальное воспитание – процесс передачи и усвоения музыкальных знаний и умений, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей и способностей, музыкального вкуса, художественно-эстетических идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).

Музыкальное обучение – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение обучаемыми такими знаниями и умениями и навыками, которые бы отвечали уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными учебными заведениями, так и негосударственными, или частными, а также физическими лицами.

Музыкальное образованиеэто процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют его содержание, основные принципы, формы развития музыкальной культуры в обществе.

Закон– точные условия, форма движения вещи.

Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.

Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания.

Закономерности музыкального образования – это:

- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;

- ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции.

 

4. Формы организации музыкального обучения и воспитания:

- внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, определяющиеся видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников;

- практические занятия (уроки музыки, музыкальные занятия), концерты, лекции, фестивали, конкурсы и др.

Общие методы музыкального обучения и воспитания – взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых во время которых происходит передача и усвоение обучаемыми музыкальных знаний, умений, навыков практической деятельности и развитие их личностных музыкально-эстетических качеств.

 

 

5. Источники изучения музыкальной педагогики

1. Музыкально-педагогический опыт прошлого (институты создания, накопления и сохранения музыкально-эстетических идей и образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры).

2. Творческое наследие деятелей музыкальной культуры (научные труды, музыкальные произведения, исполнительское мастерство, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности).

3. Современные музыкально-педагогические явления и научные исследования:

- опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ, методик музыкального обучения и воспитания;

- передовой научный музыкально-педагогический опыт (результаты научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий оптимизации музыкального обучения и воспитания (НИИ ХВ, лабораторий, отдельных ученых и коллективов исследователей).

 

6. Принципы музыкального образования:

- основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;

- доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;

- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

- связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;

- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;

- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

- научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;

- ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);

- креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.

 

Литература

1. Закс Л. Музыка в контексте духовной культуры // Критика и музыкознание. – Л., 1987. – Вып. 3. – С. 46-48.

2. Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987. – С. 148-155.

3. Каган М. Искусство // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 222-223.

4. Каган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. – 1987. - № 3. – С. 66.

5. Каган М. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. – 1985. - № 11. – С. 2-9.

6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976.

7. Неверов В. Педагогические принципы в преподавании искусств в школе // Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – С. 33-50.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

9. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М., 1972.

10. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. – М., 1970.

11. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход). – М., 1986.

12. Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания: Очерки истории. – М., 1973.