ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается как комплексный организационно-управленческий документ – современная форма социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса. Образовательная программа – это программа деятельности участников образовательного процесса.Образовательная программа рассматривается как программа деятельности – как организованная совокупность способных деятелей, а вовсе не как перечень мероприятий в традиционном понимании программы. Основная цель Образовательной программы – создание условий, способствующих становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, способного к адекватному целеполаганию и выбору жизненных позиций в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях жизнедеятельности человека, учитывающего социокультурные аспекты развития личности, обладающей готовностью к личностно-профессиональному развитию в течение всей жизни, создание условий, позволяющих реализовать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся средней школы на основе самопознания, самоопределения, сохранения здоровья как основного ресурса самореализации личности.Образовательная программа определяет основные задачи как создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего адаптироваться к современной социальной среде и успешно жить в ней, на основе обеспечения: выполнения образовательного государственного заказа, положительной динамики образовательных результатов; комфортности обучения и работы всего коллектива школы; удовлетворения учащихся и их представителей условиями предоставления образовательных услуг; роста статуса школы в районе и городе. Критерием качества образования выступает уровень социальной и культурной зрелости выпускника Центра образования, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию в интересах развития общества и личности.Образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. При этом обеспечивается:

· формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способных к деятельности;

· приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

· подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;

· воспитание образованного человека, умеющего применять знания в созидательной деятельности, соответствующей его интересам и способностям, гражданина XXI века;

· становление человека нравственного, способного к духовной самореализации в отношениях с людьми, к социальной адаптации и корректировке своего поведения в сложном меняющемся мире;

· формирование личностных качеств, связанных с мотивацией к непрерывному совершенствованию уровня образованности, развитием способности к личностному самоопределению и социальной адаптации, готовности к ценностному и профессиональному самоопределению.

Образовательная программа предполагает, что вся инфраструктура учебно-воспитательной деятельности выступает средством достижения основной цели образовательного учреждения - развитие человека и гражданина, его человеческих и гражданских качества, сбережение здоровья учащихся. В социальном аспекте Образовательная программа является свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями и попечителями детей) и образованием (образовательным учреждением, педагогическим коллективом) относительно развития компетентностей учащихся. Это предполагает соучастие в управлении деятельностью ЦОобщественных и неформальных органов как сообщества учащихся, их законных представителей, педагогического коллектива ЦО, представителей органов управления образованием.Таким образом, содержание Образовательной программы ориентировано на реализацию основных образовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень - начального общего образования (срок освоения – 4 года); 2 ступень - основного общего образования (срок освоения – 5 лет); 3 ступень - среднего (полного) общего образования (срок освоения – 2 года). Образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержит свои цели образования. Последовательное освоение указанных программ позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании. При этом обеспечивается усвоение учащимися базового содержания образовательных программ, предоставление широкого спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.Деятельность многопрофильной (универсальной) школы должна дать каждому человеку, проживающему на данной территории, необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения. Для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей.Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива полностью согласуется с особенностями и условиями образовательного пространства школы:социальным заказом на качество образовательных услуг; индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся и их родителей, реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; объективной потребностью населения в гораздо более раннем самоопределении личности; необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через гражданско-патриотическое воспитание, поддерживать и развивать здоровый образ жизни; перспективами развития муниципального образования через создание единого образовательного пространства на основе органического сочетания форм общего, профильного обучения; необходимостью противостоять негативным воздействиям социальной среды; необходимостью развития системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг; эстетического и этического развития учащихся. В данной Образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, национальными, этническими, религиозными социальными группами;формирование личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию; обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, создание условий для перехода на освоение образовательных программ среднего и высшего профессионального образования; создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного и профильного обучения, развитие системы дополнительного образования; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся, создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества; реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности, внедрения дистанционных образовательных технологий; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие ценностных ориентаций личности ребенка и предоставляющего многопрофильный выбор возможностей непрерывного образования наоснове интеграции педагогической деятельности коллектива и положительного воздействия социальной среды, предполагает развитие системы сопровождения деятельности ЦО при решении приоритетных задач и предполагает выполнение взаимосвязанных направлений работы ЦО, исходя из единства целей и задач:педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности, формирование у учащихся качеств гражданина, отвечающего современным требованиям общества; социальная и социально-педагогическая работа по созданию условий жизнедеятельности и социализации учащихся;методическая работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и качества уроков, профессионализма педагогов; психологическая работа, обеспечивающая комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; дополнительное образование как дополнение базового образования в соответствии с интересами и потребностями учащихся, их родителей, социума; профильное образование, направленное на социализацию учащихся через осознанный выбор профиля обучения и допрофильную подготовку. внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение целого ряда задач:обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов; выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием; создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся; обновление содержания образования с учетом потребностей учащихся, родителей и социума к профилям обучения; установление связей (образовательных, научно-практических, методических) с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, закрепление их договорами о сотрудничестве; реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; 10создание условий для осознанного выбора профессии через обеспечение преемственности образовательных программ ЦО с образовательными программами среднего и высшего профессионального или специального образования; создание условий, обеспечивающих приобщение учащихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур на основе выбора целесообразных форм воспитания и обучения учащихся; создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье, толерантности к окружающим; создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Успешность реализации Образовательной программы во многом зависит от четкого взаимодействия с органами управления образования, научно-методическим центром, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами обучения, воспитания детей и подростков, учреждениями дополнительного образования, объектами социокультурного назначении в целях сохранения и воспроизводства единого культурного пространства, создания единого содержания образования, образовательного пространства.Создание единого образовательного пространства Центра образованиявозможно лишь при сохранении интегрированной функции образования. Образовательное пространство ЦО должно обеспечивать обучение, воспитание, сохранение и укрепление здоровья учащихся и быть ориентированным на установление взаимосвязи учащихся, педагогов, родителей, институтов и формирований социума. ЦО должен стремиться максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Предполагается, что включение родителей в учебно-воспитательный процесс будетспособствовать открытости ЦО в вопросах развития учащихся, ЦО, социальных отношений.