Анализ ассортимента сыров, реализуемых в магазине Продуктовка

Характеристика ассортимента сыров, реализуемых в ИП Тычинин магазин Продуктовка, г. Плавск, Тульской области

Анализ ассортимента сыров, реализуемых в магазине Продуктовка

Магазин розничной торговли «Продуктовка» располагается по адресу г.Плавск, пл. Свободы, д.3 и имеет довольно удобное местоположение, охватывая несколько жилых районов, а так же близость к главной дороге дает предприятию дополнительное преимущество.Площадь магазина состовляет 381,5 кв.м. Имеются складские помещения с холодильными камерами.

Деятельность магазина Мой любимый регулируется:

ü Гражданским кодексом РФ.

ü Налоговым кодексом РФ.

ü Трудовым кодексом РФ.

ü Федеральным законом «О защите прав потребителей».

ü Правилами торговли.

ü Уставом предприятия и другими нормативно-правовыми актами.

Магазин Продуктовка занимается реализацией продовольственных и сопутствующих потребительских товаров, в том числе сырами различных видов.

Сыр является одним из наиболее многофункциональных пищевых продуктов, имеющихся в настоящее время. Он удовлетворяет многие вкусы, подходит для всех возрастных групп, и его можно потреблять в любых количествах и по любым случаям.

Среди молочных продуктов, представленных в супермаркете «Продуктовка», особое место занимают сыры.

Торговый ассортимент анализируется с учетом показателей широты, глубины и рациональности для потребителя.

Рассчитывая коэффициент широты (Кш) ассортимента твердых сычужных сыров в магазине «Продуктовка», необходимо принять во внимание формулу нахождения данного показателя. Выражается коэффициент как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

где:

Шд – действительная широта ассортимента – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шб – базовая широта ассортимента – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты магазина может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами), или максимально возможное.

Исходя из основных категорий и перечня ассортимента твердых сычужных сыров базовая широта магазина «Продуктовка» составляет – 21 наименование ; действительная широта ассортимента – 7 наименований: Российский, Голландский, Ярославский, Костромской, Швейцарский, Покровский, Альпийский. Таким образом, получается, что:

Полученный коэффициент широты равный ≈ 0,33 – намного отдален от единицы, поэтому можно сказать, что ассортимент в магазине «Продуктовка» не достаточно широк и раскрыт всего на 33%.

Коэффициент глубины (КГл) – отношение действительной глубины ассортимента к базовой и рассчитывается по формуле:

где

Глд – действительная глубина ассортимента – количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии;

Глб – базовая глубина – количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Чем больше этот показатель глубины ассортимента, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара. Для примера возьмем твердые сычужные сыры реализуемые в магазине «Продуктовка». Базовая глубина магазина «Продуктовка» составляет 107 сыродельных предприятий России. Действительная глубина ассортимента, т.е. с кем фактически заключены договоры на поставку продукции данных групп – 6 (г.Ефремов ОАО «Ефремовский маслосыродельный комбинат», ОАО «Быстрянский маслосырзавод, Алтайский край, ОАО «Сернурские сыры», ОАО «Костромской маслосырзавод, Республика Беларусь, Минская область,г. Копыль , Респ. Башкортостан «Белебеевский молочный комбинат»)

Таким образом, полученное значение говорит о том, что видовой ассортимент этого товара обладает недостаточной глубиной, раскрыт лишь на 5%.

 

Нами проведено исследование структуры ассортимента сыров , реализуемых в магазине «Продуктовка». В качестве объекта определены твердые сычужные сыры. Целью исследования является проведение органолептической экспертизы качества твердых сыров, которые пользуются спросом у покупателей.

Сыры в основном подразделяются по такому критерию, как потребление. Следуя этому принципу, все представленные на российском рынке твердые сычужные сыры можно разделить на две основные группы: основную и элитную.

1. Основная группа (базовый ассортимент). Она включает сыры, пользующиеся повышенным спросом и наиболее часто покупаемые. Данные марки характеризуются высоким оборотом, но имеют небольшую торговую наценку. К данным сырам относятся такие марки как Российский, Покровский, Ярославский.

2. Элитная группа. Она включает дорогие сыры, покупаемые в небольших объемах. Они покупаются не регулярно, а время от времени. К данным сырам относят такие марки как Голландский, Швейцарский и Чеддер.

Проанализируем ассортимент твердых сычужных сыров, представленных в магазине Продуктовка. Магазин считается небольшим и твердые сычужные сыры представлены в нем небольшим количеством наименований всего их семь. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ ассортимента сыров, реализуемых в магазине Продуктовка

Наименование Изготовитель Поставщик Фасовка, вес Цена розничная  
Российский Тульская обл. г.Ефремов ОАО «Ефремовский маслосыродельный комбинат» ООО «МилкТранс» Голова, 6 кг 250 руб./кг  
Голландский ОАО «Быстрянский маслосырзавод, Алтайский край ООО «МилкТранс» Брусок, 4 – 5 кг 230 руб./кг  
Ярославский ОАО «Пречистенский сыродельный завод» г. Ярославль ООО «МилкТранс» Брусок, 5 – 6 кг 225 руб./кг  
Костромской ОАО «Костромской маслосырзавод» ООО «МилкТранс» Брусок,4 – 5 кг 210 руб./кг  
Швейцарский Республика Беларусь, Минская область,г. Копыль ООО «МилкТранс» Голова, 5 – 6 кг 240 руб./кг  
Покровский Тульская обл. г.Ефремов ОАО «Ефремовский маслосыродельный комбинат» ООО «МилкТранс» Брусок, 2 – 3 кг 210 руб./кг  
Эдам Респ. Башкортостан. г.Белебей 1. «Белебеевский молочный комбинат » ООО «МилкТранс» Брусок, 2 – 4 кг 260 руб./кг  
   

Для определения самого популярного твердого сычужного сыра, среди покупателей, в магазине был проведен опрос в котором предлагали выбрать один из семи представленных в таблице сыров. В опросе приняло участие 100 человек. Им предлогали ответить на следущие вопросы:

- Какой вид сыра вы предпочитаете (твердые или мягкие)?

- Удовлетворяет ли вас широта ассортимента сыров представленных в магазине(да или нет)?

- Устраивает ли вас цена на сыры представленные в магазине(да или нет)?

- Укажите наименование сыра которые наиболее привлекатен вам (Российский, Голландский, Швейцарский, Ярославский, Костромской, Покровский, Эдам). Результаты опроса по данному вопросу представлены на рисунке 1.ё

Рисунок 1. Опрос покупателей

Среди твердых сыров в основном представлены продукты местного производства так как их стоимость невелика и транспортировка менее затратна. Сыры высокой ценовой категории не являются популярным продуктом в городе в целом , поэтому представлены минимумов ассортимента.

В магазине большие сырные головы или бруски разрезают на куски, фасуют в пищевую пленку, приклеивают этикетку с минимумом информации(название, производитель, дата производства и дата окончания срока годности). Однако продавцы магазина обязаны показать документы на любой сыр по первому требованию покупателя.

В настоящее время насыщение рынка твердых привело к ужесточению конкуренции среди производителей. Борьба за потенциального потребителя только путем повышения качества или снижения цены уже не дает прежних результатов.

Поэтому, кроме прямой рекламной поддержки, производители используют также разнообразную фасовку и упаковку, нацеленную на привлечение потребителей. Весьма привлекательны экзотические сыры в маленькой упаковке – стоят они недорого и дают потребителям познакомиться с новыми вкусами.

Еще одним способом продвижения сыра является позиционирование по маркам сыров для большинства потребителей. Твердые сыры в России являются самыми популярными. В графике представлено процентное соотношение потребления сыров .

Потребление сыров тесно связано с уровнем доходов населения.

Основная доля продаж сыра в России приходится на небольшие продуктовые магазины и рынки – 63%, на супер- и гипермаркеты приходится 33% продаж.

Магазин Продуктовка хотя и является супермаркетом, он не может себе позволить увеличение накладных расходов, например, на транспортировку товара, поэтому предпочитает приобретать сыры у одного оптового поставщика – ООО «МилкТранс», который обеспечивает большой ассортимент, транспортировку товара до магазина, и предоставляет дополнительные скидки предприятию как постоянному клиенту.

В итоге мы можем сделать вывод ,что в ближайшее время расширение ассортимента тверого сычужного сыра в магазине Продуктовка не произойдет ,так как цена на него не падает ,а доходы населения не растут.