Трудновоспитуемость: сущность понятия, типичные проявления, причины формирования, пути преодоления.
Трудновоспитуемость – невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию, неприятие предлагаемых социальных установок.
Проявления: непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учёбе, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликты с окружающими, лживость, увёртливость, лень, эгоизм, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие мотивационно-волевой сферы и познавательных процессов.Мальчики – недисциплинированность, грубость, драчливость; девочки – равнодушие, изворотливость, жестокость, стремление переложить свою работу на других.
Причины – педагогические просчёты, ошибки в семейном воспитании, отрицательное влияние окружения, особенности характера, врождённые дефекты нервной системы, влияние западной идеологии (индивидуализм, успешность любой ценой) и морали «красивой жизни» (праздность и полное удовлетворение своих прихотей и капризов); пассивная социальная позиция (уход от борьбы за социальный прогресс в сферу личного благополучия и интересов).
Пути преодоления: установление оптимального психологического режима жизни, учения и воспитания, обеспечение здорового морально-психологического микроклимата, корректное использование методов воспитания и перевоспитания, доброжелательность, справедливость, искренность, личный пример, оптимизм, доверие и уверенность в том, что воспитанник станет лучше.