Воспитательный потенциал современной семьи, сущность и факторы.
Воспитательный потенциал семьи – совокупность имеющихся у родителей объективных и субъективных средств и возможностей для формирования личности ребёнка, реализуемых как сознательно, так и интуитивно.
Факторы:
1) Возможность удовлетворить социально-психологические потребности всех членов семьи;
2) Наличие «домашнего очага»: уюта, чистоты, безопасности, комфорта, доброй атмосферы;
2) Уровень педагогической культуры родителей (теоретический и практический);
3) Характер взаимоотношений в семье (демократический стиль общения и поведения, положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг).
4) Способность семьи в критических случаях обращаться за помощью к различным социальным институтам, в т.ч. к школе.
Основные направления социально-педагогической помощи семье.
Социально-педагогическая помощь – помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность; на развитие и воспитание детей в семьях группы риска и детей с особыми потребностями.
Направления: образовательное, психологическое и посредническое:
- Социальная поддержка и содействие гармоничному развитию детей и семьи;
- Помощь в выявлении социальных и личностных проблем (диагностика);
- Предупреждение безнадзорности и правонарушений, содействие в воспитании детей;
- Социальное, терапевтическое и юридическое содействие семьям в трудном положении;
- Социально-педагогическая защита прав ребёнка (инвалидов, одарённых, под опекой);
- Социально-педагогическое консультирование, воспитательная и образовательная работа;
- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
- Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков;
- Организация семейного досуга: кружки, секции, праздники, экскурсии и пр.
- Организационно-методическая деятельность.