Воспитательный потенциал современной семьи, сущность и факторы.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность имеющихся у родителей объективных и субъективных средств и возможностей для формирования личности ребёнка, реализуемых как сознательно, так и интуитивно.

Факторы:

1) Возможность удовлетворить социально-психологические потребности всех членов семьи;

2) Наличие «домашнего очага»: уюта, чистоты, безопасности, комфорта, доброй атмосферы;

2) Уровень педагогической культуры родителей (теоретический и практический);

3) Характер взаимоотношений в семье (демократический стиль общения и поведения, положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг).

4) Способность семьи в критических случаях обращаться за помощью к различным социальным институтам, в т.ч. к школе.

 

Основные направления социально-педагогической помощи семье.

Социально-педагогическая помощь – помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность; на развитие и воспитание детей в семьях группы риска и детей с особыми потребностями.

Направления: образовательное, психологическое и посредническое:

- Социальная поддержка и содействие гармоничному развитию детей и семьи;

- Помощь в выявлении социальных и личностных проблем (диагностика);

- Предупреждение безнадзорности и правонарушений, содействие в воспитании детей;

- Социальное, терапевтическое и юридическое содействие семьям в трудном положении;

- Социально-педагогическая защита прав ребёнка (инвалидов, одарённых, под опекой);

- Социально-педагогическое консультирование, воспитательная и образовательная работа;

- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

- Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков;

- Организация семейного досуга: кружки, секции, праздники, экскурсии и пр.

- Организационно-методиче­ская деятельность.