Факторы социализации, их воспитательный потенциал.
1) Мегафакторы – космос, планета, континент, которые влияют на социализацию всех жителей Земли. Глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.
2) Макрофакторы – страна(география, природа, климат, экономика, здравоохранение, уровень жизни), этнос(отношение к труду, идеалы красоты, нравственности, каноны семейного счастья, нормы полоролевого поведения, понимания приличия, выражение эмоций), общество(полоролевая и профессиональная структура, экономические отношения, идеология), государство(направляемая социализация граждан: определяет возрасты обучения, совершеннолетия, пенсии, вступления в брак и пр.: политика в области воспитания, образования, религии, национальных вопросов). Влияние макрофакторов идёт через влияние мезо- и микрофакторов.
3) Мезофакторы– тип поселения: регион (свои традиции, обычаи), село (сильный социальный контроль поведения), город (средоточие культуры, просоциальных и антисоциальных явлений, многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций);средства массовой культуры(печать, кино, телевидение, интернет – формируют и пропагандируют образ и стиль жизни, мировоззрение, идеологию), субкультуры (мода, жаргон, музыкальные пристрастия, имидж в одежде, поведении, взглядах на жизнь).
4) Микрофакторы – семья, соседи, сверстники, организации: воспитательные, общественные, государственные, религиозные(целенаправленно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения), микросоциум (неформальные приятельские и дружеские группы). Приобщает к культуре данного микросоциума, полоролевому и эталонному поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, стратовой, экономической, политической и пр. принадлежности членов группы.