Социализация человека, педагогический аспект.
С педагогической точки зрения для успешной помощи в социализации надо:
- хорошо владение теорией и методикой социальной педагогики и психологии;
- уметь видеть и решать проблемы в сфере социализации;
- формировать гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социализации.
Педагогический процесс при социализации предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух. Деятельность социального педагога должна быть направлена на конкретного воспитанника и способствовать решению его индивидуальных проблем через изучение его личности и окружения, поиск адекватных способов общения с ним, выявление средств, помогающих ему самостоятельно решать свои проблемы. Принципы: индивидуальный подход, опора на положительное, объективность, конфиденциальность, природо- и культуросообразность.
Стадии социализации личности, их характеристика.
Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития:
1) Младенчество (до 3 лет) – деятельность – общение; воспитывающий институт – семья.
2) Детство (3-6лет) – игра; семья, дошкольные учреждения, телевидение.
3) Отрочество (7-13 лет) – учёба; школа, семья.
4) Юность (14-20 лет) – образование, досуг, общение; товарищи, друзья, отчасти семья.
5) Зрелость (20-40) – самоактуализация, создание семьи; работа, семья, СМИ, окружение.
6) Предпенсионный (40-60) – работа, семья, досуг; институты те же.
7) Пенсионный этап (>60 лет) – досуговая деятельность; семья, СМИ.