Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом

Организация, психодиагностический инструментарий исследования

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено исследование показателей смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: существуют различия в смысложизненных ориентациях у студенток с различным семейным статусом. Для проверки гипотезы был использован следующий инструментарий: «Тест смысложизненых ориентаций » Д.А.Леонтьева.

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова, на факультете педагогики и психологии детства, выборка составила 40 студенток с различным семейным статусом.

Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом

В результате проведения исследования по выявлению смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом были получены следующие данные

Незамужние студентки

Цели в жизни Процесс жизни Результативность Локус контроля-Я Локус контроля-Жизнь Общий показатель осмысленности
14(2) 16(2) 15(3) 13(4) 17(3) 75(4)
17 (3) 19(3) 17(4) 12(3) 17 (3) 82(4)
15(2) 20(3) 12(2) 13(4) 18 (3) 78(4)
16(2) 12(1) 13(2) 12(3) 16(2) 69(3)
14(2) 16 (2) 12 (2) 13 (4) 21(4) 76 (4)
22(4) 24(4) 30(8) 26(8) 23(4) 125(8)
27(5) 24(4) 28(7) 22(7) 24(4) 125(8)
26(5) 23(4) 18(4) 20(6) 24(4) 111(7)
23(4) 25(5) 19(4) 16(5) 25(5) 108(7)
29(5) 23(4) 20(5) 18(5) 27(5) 117(7)
16(2) 30(6) 20(5) 17(5) 23(4) 116(7)
22(4) 29(6) 19(4) 16(5) 27(5) 113(7)
24(4) 26(5) 20(5) 18(5) 32(6) 120(8)
30(6) 29(4) 29(7) 22(7) 30(6) 134(9)
27(5) 30(6) 25(6) 19(5) 26(5) 127(8)
18(3) 20(3) 17(4) 13(4) 20(3) 88(5)
33(6) 32(6) 19(4) 16(5) 32(6) 132(9)
14(2) 16(2) 15(3) 11(3) 18(3) 74(4)
18(3) 17(3) 14(3) 11(3) 16(2) 76(3)
16(2) 20(3) 16(3) 12(3) 16(2) 80(4)

 

Замужние студентки

Цели в жизни Процесс жизни Результативность Локус контроля-Я Локус контроля-Жизнь Общий показатель осмысленности
27(5) 25(5) 26(6) 18(5) 30(6) 126(8)
24(4) 26(5) 19(4) 18(5) 27(5) 114(7)
32(6) 22(4) 22(5) 16(5) 32(6) 124(8)
13(2) 13(2) 17(4) 13(4) 14(2) 70(3)
16(2) 17(3) 14(3) 13(4) 16(2) 76(4)
23(4) 23(4) 25(6) 23(7) 20(3) 114(7)
16(2) 16(2) 15(3) 11(3) 22(4) 65(3)
23(4) 24(4) 27(7) 20(6) 23(4) 117(7)
24(4) 26(5) 28(7) 22(7) 23(4) 113(7)
16(2) 18(3) 17(4) 11(3) 20(3) 82(4)
30(6) 32(6) 26(6) 21(6) 31(6) 105(6)
32(6) 30(6) 29(7) 24(7) 23(4) 138(9)
31(6) 30(6) 22(5) 14(4) 23(4) 120(8)
27(5) 30(6) 18(4) 17(5) 24(4) 116(7)
16(2) 15(2) 14(3) 14(4) 14(2) 73(3)
22(4) 26(5) 30(8) 25(8) 24(4) 127(8)
32(6) 32(7) 23(5) 20(6) 32(6) 139(9)
30(6) 35(7) 28(7) 23(7) 33(7) 116(7)
23(4) 26(5) 33(8) 34(9) 22(4) 138(9)
28(5) 24(4) 24(6) 18(5) 27(5) 102(6)

 

Распределение баллов у замужних студенток

1.Цели в жизни

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

2.Процесс жизни

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

3.Результативность

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

4. Локус контроля-Я

xi
ni
wi

 

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

5. Локус контроля-Жизнь

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

 

6. Общий показатель осмысленности

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

Распределение баллов у не замужних студенток

1.Цели в жизни

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

2.Процесс жизни

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

3.Результативность

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

4. Локус контроля-Я

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

5. Локус контроля-Жизнь

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

6. Общий показатель осмысленности

xi
ni
wi

По полученному распределению построим полигон частот Приложение

Воспользуемся критерием Манна-Уитни, так как все ограничения соблюдены:

3 < n1 < 60, 3 < n2 < 60.

Формулируем гипотезы:

: Не существует различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток

: Существуют различия смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток

Применим критерий для установления достоверности различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток по каждой шкале.

1.Цели в жизни

Выписываем все значения обеих выборок в один вариационный ряд, подчеркивая значения замужних студенток.

2,2,2,2,2,2,2,2,2,2,2,2,3,3,3,4,4,4,4,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,5,5,6,6,6,6,6,6,6,6

Ранжируем значения по правилу меньшему значению меньший ранг.

, , , , , , , , , , , , ,

Подсчитываем отдельную сумму рангов для незамужних студенток

=6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+14+14+14+20,5+20,5+20,5+20,5+29+29+29+29+36+36=358,5

Подсчитываем отдельную сумму рангов для замужних студенток

=6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+14+14+14+14+14+14+20,5+20,5+20,5+36+36+36+36+36+36=461,5

Проверяем, совпадает ли сумма рангов с расчетной суммой

∑R= =820

Определяем большую из ранговых сумм и обозначаем ее

Большая ранговая сумма у замужних студенток

Определяем по формуле = * + -

=20*20+ – 461,5=148,5

Определяем критические значения для соответствующих n

=

Мы помним, что критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно мы можем констатировать достоверные различия, если .

=148,5

>

принимается. Не существует различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток

2.Процесс жизни

Выписываем все значения обеих выборок в один вариационный ряд, подчеркивая значения замужних студенток.

1,2,2,2,2,2,2,3,3,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,5,5,6,6,6,6,6,6,6,6,7,7

Ранжируем значения по правилу меньшему значению меньший ранг.

, , , , , , , , , , , , ,

Подсчитываем отдельную сумму рангов для незамужних студенток

=1+4,5+4,5+4,5+11+11+11+11+11+19+19+19+19+19+27+27+34,5+34,5+34,5+34,5=356,5

Подсчитываем отдельную сумму рангов для замужних студенток

=4,5+4,5+4,5+411+11+19+19+19+19+27+27+27+27+27+34,5+34,5+34,5+34,5+39,/td> 2.5 2.5 Сумма рангов нетипичных сдвигов:

TЭмп = 1

Критические значения T при n=7

n TКр
0.01 0.05

 

принимается. Преобладания типичного сдвига является не случайным

Контрольная группа

: Преобладание типичного сдвига является случайным

: Преобладания типичного сдвига является не случайным