Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом
Организация, психодиагностический инструментарий исследования
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено исследование показателей смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: существуют различия в смысложизненных ориентациях у студенток с различным семейным статусом. Для проверки гипотезы был использован следующий инструментарий: «Тест смысложизненых ориентаций » Д.А.Леонтьева.
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова, на факультете педагогики и психологии детства, выборка составила 40 студенток с различным семейным статусом.
Определение смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом
В результате проведения исследования по выявлению смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом были получены следующие данные
Незамужние студентки
№ | Цели в жизни | Процесс жизни | Результативность | Локус контроля-Я | Локус контроля-Жизнь | Общий показатель осмысленности |
14(2) | 16(2) | 15(3) | 13(4) | 17(3) | 75(4) | |
17 (3) | 19(3) | 17(4) | 12(3) | 17 (3) | 82(4) | |
15(2) | 20(3) | 12(2) | 13(4) | 18 (3) | 78(4) | |
16(2) | 12(1) | 13(2) | 12(3) | 16(2) | 69(3) | |
14(2) | 16 (2) | 12 (2) | 13 (4) | 21(4) | 76 (4) | |
22(4) | 24(4) | 30(8) | 26(8) | 23(4) | 125(8) | |
27(5) | 24(4) | 28(7) | 22(7) | 24(4) | 125(8) | |
26(5) | 23(4) | 18(4) | 20(6) | 24(4) | 111(7) | |
23(4) | 25(5) | 19(4) | 16(5) | 25(5) | 108(7) | |
29(5) | 23(4) | 20(5) | 18(5) | 27(5) | 117(7) | |
16(2) | 30(6) | 20(5) | 17(5) | 23(4) | 116(7) | |
22(4) | 29(6) | 19(4) | 16(5) | 27(5) | 113(7) | |
24(4) | 26(5) | 20(5) | 18(5) | 32(6) | 120(8) | |
30(6) | 29(4) | 29(7) | 22(7) | 30(6) | 134(9) | |
27(5) | 30(6) | 25(6) | 19(5) | 26(5) | 127(8) | |
18(3) | 20(3) | 17(4) | 13(4) | 20(3) | 88(5) | |
33(6) | 32(6) | 19(4) | 16(5) | 32(6) | 132(9) | |
14(2) | 16(2) | 15(3) | 11(3) | 18(3) | 74(4) | |
18(3) | 17(3) | 14(3) | 11(3) | 16(2) | 76(3) | |
16(2) | 20(3) | 16(3) | 12(3) | 16(2) | 80(4) |
Замужние студентки
№ | Цели в жизни | Процесс жизни | Результативность | Локус контроля-Я | Локус контроля-Жизнь | Общий показатель осмысленности |
27(5) | 25(5) | 26(6) | 18(5) | 30(6) | 126(8) | |
24(4) | 26(5) | 19(4) | 18(5) | 27(5) | 114(7) | |
32(6) | 22(4) | 22(5) | 16(5) | 32(6) | 124(8) | |
13(2) | 13(2) | 17(4) | 13(4) | 14(2) | 70(3) | |
16(2) | 17(3) | 14(3) | 13(4) | 16(2) | 76(4) | |
23(4) | 23(4) | 25(6) | 23(7) | 20(3) | 114(7) | |
16(2) | 16(2) | 15(3) | 11(3) | 22(4) | 65(3) | |
23(4) | 24(4) | 27(7) | 20(6) | 23(4) | 117(7) | |
24(4) | 26(5) | 28(7) | 22(7) | 23(4) | 113(7) | |
16(2) | 18(3) | 17(4) | 11(3) | 20(3) | 82(4) | |
30(6) | 32(6) | 26(6) | 21(6) | 31(6) | 105(6) | |
32(6) | 30(6) | 29(7) | 24(7) | 23(4) | 138(9) | |
31(6) | 30(6) | 22(5) | 14(4) | 23(4) | 120(8) | |
27(5) | 30(6) | 18(4) | 17(5) | 24(4) | 116(7) | |
16(2) | 15(2) | 14(3) | 14(4) | 14(2) | 73(3) | |
22(4) | 26(5) | 30(8) | 25(8) | 24(4) | 127(8) | |
32(6) | 32(7) | 23(5) | 20(6) | 32(6) | 139(9) | |
30(6) | 35(7) | 28(7) | 23(7) | 33(7) | 116(7) | |
23(4) | 26(5) | 33(8) | 34(9) | 22(4) | 138(9) | |
28(5) | 24(4) | 24(6) | 18(5) | 27(5) | 102(6) |
Распределение баллов у замужних студенток
1.Цели в жизни
xi | ||||
ni | ||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
2.Процесс жизни
xi | ||||||
ni | ||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
3.Результативность
xi | ||||||
ni | ||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
4. Локус контроля-Я
xi | |||||||
ni | |||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
5. Локус контроля-Жизнь
xi | |||||
ni | |||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
6. Общий показатель осмысленности
xi | ||||||
ni | ||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
Распределение баллов у не замужних студенток
1.Цели в жизни
xi | |||||
ni | |||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
2.Процесс жизни
xi | ||||||
ni | ||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
3.Результативность
xi | |||||||
ni | |||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
4. Локус контроля-Я
xi | ||||||
ni | ||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
5. Локус контроля-Жизнь
xi | |||||
ni | |||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
6. Общий показатель осмысленности
xi | ||||||
ni | ||||||
wi |
По полученному распределению построим полигон частот Приложение
Воспользуемся критерием Манна-Уитни, так как все ограничения соблюдены:
3 < n1 < 60, 3 < n2 < 60.
Формулируем гипотезы:
: Не существует различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток
: Существуют различия смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток
Применим критерий для установления достоверности различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток по каждой шкале.
1.Цели в жизни
Выписываем все значения обеих выборок в один вариационный ряд, подчеркивая значения замужних студенток.
2,2,2,2,2,2,2,2,2,2,2,2,3,3,3,4,4,4,4,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,5,5,6,6,6,6,6,6,6,6
Ранжируем значения по правилу меньшему значению меньший ранг.
, , , , , , , , , , , , ,
Подсчитываем отдельную сумму рангов для незамужних студенток
∑ =6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+14+14+14+20,5+20,5+20,5+20,5+29+29+29+29+36+36=358,5
Подсчитываем отдельную сумму рангов для замужних студенток
∑ =6,5+6,5+6,5+6,5+6,5+14+14+14+14+14+14+20,5+20,5+20,5+36+36+36+36+36+36=461,5
Проверяем, совпадает ли сумма рангов с расчетной суммой
∑R= =820
Определяем большую из ранговых сумм и обозначаем ее
Большая ранговая сумма у замужних студенток
Определяем по формуле = * + -
=20*20+ – 461,5=148,5
Определяем критические значения для соответствующих n
=
Мы помним, что критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно мы можем констатировать достоверные различия, если ≤ .
=148,5
>
принимается. Не существует различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток
2.Процесс жизни
Выписываем все значения обеих выборок в один вариационный ряд, подчеркивая значения замужних студенток.
1,2,2,2,2,2,2,3,3,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,5,5,6,6,6,6,6,6,6,6,7,7
Ранжируем значения по правилу меньшему значению меньший ранг.
, , , , , , , , , , , , ,
Подсчитываем отдельную сумму рангов для незамужних студенток
∑ =1+4,5+4,5+4,5+11+11+11+11+11+19+19+19+19+19+27+27+34,5+34,5+34,5+34,5=356,5
Подсчитываем отдельную сумму рангов для замужних студенток
∑ =4,5+4,5+4,5+411+11+19+19+19+19+27+27+27+27+27+34,5+34,5+34,5+34,5+39,/td>
TЭмп = 1
Критические значения T при n=7
n | TКр | |
0.01 | 0.05 | |
принимается. Преобладания типичного сдвига является не случайным
Контрольная группа
: Преобладание типичного сдвига является случайным
: Преобладания типичного сдвига является не случайным