Психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, заботиться об их достоинстве и благополучии.
Самый подробный этический кодекс разработан и принят Американской психологической ассоциацией (АРА). Основные его положения есть в книге В.Н. Дружинина «Экспериментальная психология». Проект Российского этического кодекса психолога опубликован в книге «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии».
Постановка проблемы
Постановка проблемы исследования– это начало исследования, запрос, который лежит в его основе. Перед тем как планировать и проводить исследование необходимо определиться с темой работы.
Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти за эту границу.
Научная проблема – четко очерченный круг вопросов (почему? каким образом? при каких условиях?), которые охватывают основную идею и общее направление исследования. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Типы проблем: реальные (решение которых дает практически значимый результат); псевдопроблемы (малосодержательные); риторические проблемы (не имеющие решения).
Источники научных проблем:
• недостаточность (дефицит) научного знания о реальности;
• противоречия (парадоксы) в научном знании;
• эволюционное развитие научного знания;
• революционное развитие научного знания.
Постановка научной проблемы предполагает:
1. обнаружение существования дефицита знаний;
2. осознание потребности в устранении дефицита;
3. описание проблемной ситуации на естественном языке;
4. формулирование проблемы в научных терминах.
Базовые характеристики научной проблемы:
o Формулируется в научных категориях – терминах и понятиях
o Предусматривает возможность операционализации
o Имплицитно (внутренне) содержит путь собственного решения
o Предусматривает получение нового знания
o Решение проблемы приводит к получению научно значимого результата
Определение предмета и объекта исследования
В определении объекта и предмета исследования имеют место два исследовательских подхода.
1-й подход реализуется через отношение общего и частного (целого и части), когда
объектом исследования становится процесс (явление), порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения,
предметом исследования – то, что находится на границе объекта.
При 2-м подходе
объектом исследования является тот, кто исследуется: индивид, группа людей, общность людей и т.п.,
предметом исследования – то, что познается: свойства, стороны, отношения реальных объектов.