Психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, заботиться об их достоинстве и благополучии.

Самый подробный этический кодекс разработан и принят Американской психологической ассоциацией (АРА). Основные его положения есть в книге В.Н. Дружинина «Экспериментальная психология». Проект Российского этического кодекса психолога опубликован в книге «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии».

 

Постановка проблемы

Постановка проблемы исследования– это начало исследования, запрос, который лежит в его основе. Перед тем как планировать и проводить исследование необходимо определиться с темой работы.

Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе извест­но­го и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти за эту границу.

Научная проблема – четко очерченный круг вопросов (почему? каким образом? при каких условиях?), которые охватывают основную идею и общее направление исследования. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Типы проблем: реальные (решение которых дает практически значимый результат); псевдопроблемы (малосодержательные); риторические проблемы (не имеющие решения).

Источники научных проблем:

• недостаточность (дефицит) научного знания о реальности;

• противоречия (парадоксы) в научном знании;

• эволюционное развитие научного знания;

• революционное развитие научного знания.

Постановка научной проблемы предполагает:

1. обнаружение существования дефицита знаний;

2. осознание потребности в устранении дефицита;

3. описание проблемной ситуации на естественном языке;

4. формулирование проблемы в научных терминах.

Базовые характеристики научной проблемы:

o Формулируется в научных категориях – терминах и понятиях

o Предусматривает возможность операционализации

o Имплицитно (внутренне) содержит путь собственного решения

o Предусматривает получение нового знания

o Решение проблемы приводит к получению научно значимого результата

Определение предмета и объекта исследования

В определении объекта и предмета исследования имеют место два исследовательских подхода.

1-й подход реализуется через отношение общего и частного (целого и части), когда

объектом исследования становится процесс (явление), порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения,

предметом исследования – то, что находится на границе объекта.

 

При 2-м подходе

объектом исследования является тот, кто исследуется: индивид, группа людей, общность людей и т.п.,

предметом исследования – то, что познается: свойства, стороны, отношения реальных объектов.