I. Пояснительная записка

Факультет бизнес-информатики

 

Программа дисциплины

 

Экономико-правовые основы рынка программного обеспечения

 

для направления 080700.62 Бизнес-информатика

 

 

Автор М.А. Плаксин

 

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь Председатель _____________Г.Е. Володина «_______» ______________________20___ г.   Одобрена на заседании кафедры _________________________________ Зав.кафедрой ______________________ «_______» ________________20___ г.  

 

 

Пермь, 2012 г.


I. Пояснительная записка

1. Автор программы: к.ф.м.н., доцент Плаксин М.А.

 

2. Требования к студентам: (исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данного курса)

Изучение данного курса предполагает достаточно большой опыт общения студента с программными средствами различного уровня сложности и разной направленности (операционными системами, СУБД, трансляторами, средствами моделирования, офисными программами и др.), освоенными за предыдущие годы учебы. Освоение данной дисциплины предполагает тесный контакт с курсом «Управление ИТ–проектами».

 

3. Аннотация:

Дисциплина предназначена для студентов четвертого курса направления 080700.62 Бизнес-информатика.

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по бизнес-информатике.

Целями преподавания дисциплины «Экономико-правовые основы рынка программного обеспечения» является изучение методов коммерциализации программной продукции, применение которых обеспечит превращение компьютерной программы из набора файлов, полученных в результате кодирования, в коммерческий продукт пригодный для продажи на рынке, а также знакомство с законодательной базой, регулирующей отношения на рынке программной продукции, как объектов интеллектуальной собственности.

В результате изучения дисциплины студенты приобретают основы юридических знаний, которые необходимы для практической деятельности пользователей и разработчиков программ для ЭВМ и баз данных: о путях правовой защиты создаваемых ими объектов, о необходимости договорных отношений с работодателем (заказчиком), об использовании программного продукта без нарушения исключительных прав других лиц, о санкциях за нарушение указанных прав. Знания экономико-правовых основ рынка программного продукта является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов в области информатики

Материал данного курса используется студентами в процессе работы над выпускными работами и магистерскими диссертациями, способствует дальнейшему совершенствованию информационно-коммуникационной компетенции студентов.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

1) Иметь представления о программах и информационных системах как о специфическом товаре, о критериях качества этого товара и методах достижения этого качества.

2) Уметь проанализировать программный проект с точки зрения его потребителя: определить, кто является пользователем продукта, выявить требования и предпочтения пользователей к разрабатываемой программе.

3) Провести простейшее маркетинговое исследование, оценить возможные объемы продаж, разумную цену продукта, методы его продвижения на рынке.

4) Оценить затраты на разработку и продвижение программного продукта, сделать вывод об эффективности и целесообразности реализации проекта.

5) Иметь представления о действующем законодательстве в области защиты интеллектуальной собственности. Уметь оформить документацию, необходимую для охраны программного продукта, как объекта интеллектуальной собственности.

 

4. Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

· Знать………………………….

­ основные правовые акты (как российские, так и международные), которыми регулируется разработка, распространение и применение компьютерных программ, баз данных и иных информационных ресурсов;

­ методики проведения простейшего маркетингового исследования и разработки комплекса маркетинга для продвижения на рынок товара;

­ методики определения объема инвестиций, необходимых для производства программных продуктов;

­ базовые методики определения себестоимости продукции;

­ базовые методики ценообразования;

· Уметь…………………………

­ применить на практике положения национального законодательства, регулирующего разработку, распространение и применение компьютерных программ, баз данных и иных информационных ресурсов;

­ спланировать и провести несложное маркетинговое исследование;

­ оценить объем инвестиций, необходимых для разработки программного продукта и вывода его на рынок;

­ оценить себестоимость разрабатываемого программного продукта;

­ предложить механизм для определения цены программного продукта;

· Иметь представление...............

­ о механизмах функционирования рыночной экономики;

­ о специфике рынка программных продуктов;

­ о существующих механизмах защиты интеллектуальной собственности;

­ о специфике программных продуктов как объектов интеллектуальной собственности;

­ об особенностях и проблемах защиты интеллектуальной собственности в предметной области computer science;

­ о государственных (федеральных и региональных) программах развития информационных технологий;

· Обладать навыками…………..

­ юридически грамотного поведения на рынке программных продуктов.

 

5. Формы контроля:

В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов:

20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях;

40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за зачет.

Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся: работа на семинарских занятиях, контрольные мероприятия (контрольные работы, эссе, коллоквиумы и пр.), которые определены учебным планом.

Веса контрольных мероприятий: эссе – 100%.