ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛАВА 2.

2.1

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района, Республики Татарстан с 20.01.15г. по 16.05.15г.

В результате проведенного исследование было включено 24 ребенка в возрасте 9-10 лет. Школьники составили две группы:

Первая –контрольную группу отобраны 12 человек, из них 6 мальчиков и 6 девочки. Контрольную группу составили здоровые дети, с которыми не проводились профилактические занятия физическими упражнениями.

Вторая - экспериментальная группе отобраны 12 человек со специальной медицинской группы (пневмония, гастрит, артрит, сколиоз III степени), из них 7 мальчиков и 5 девочки.

В экспериментальной группе 2 ребенка с заболеванием пневмонии; 3 ребенка с заболеванием гастрит; 2 ребенка с заболеванием артрит; 3 ребенка с заболеванием сколиоз III степени.

Заболевания:

 

Пневмония развивается после проникновения в организм патогенных микроорганизмов. В результате жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов развивается воспаление органов дыхания и скопление в альвеолах слизи (экссудата). Чтобы обезопасить себя и своих близких важно иметь представление о способах распространения заболевания и первых симптомах.

Гастрит - это острое воспаление слизистой оболочки желудка. Причиной возникновения данного заболевания может стать любое химическое, механическое, термическое либо бактериальное воздействие на стенки желудка. Симптомов проявления острого гастрита достаточно много. Чаще всего, больного человека беспокоит ощущение тяжести и полноты в подложечной области. Его может преследовать тошнота, слабость, головокружение, рвота и диарея. Кожа человека бледнеет, на языке можно увидеть серовато-белый налет. При нажатии на область желудка, больной чувствует боль.

Артрит – широко распространённое заболевание, от которого страдают сотни тысяч людей по всему миру. Название болезни происходит от слова, что в переводе с греческого означает – сустав.

Сколиоз 3 степени – это уже ярко выраженная, уродующая деформация с большим углом искривления позвоночного столба, при котором страдают как фрагменты позвоночника (позвонки, суставы и диски), так и внутренние органы. Он доставляет человеку много физических и психических страданий, и вылечить его довольно сложно. Речь в данном случае идет о переводе данного заболевания в более легкую вторую степень, и об остановке дальнейшего его развития. Однако унывать не стоит – лечение такого искривления сегодня ведется успешно, и если усилия докторов будут дополнены волей и целеустремленностью самого больного, то любая болезнь в итоге отступит. На фото ниже вы можете сами увидеть.

 

Таблица № 1

Нормативы по физической культуре для учащихся младших классов.

  Бег 60 м Подтягивание из виса лежа на высокой (мал) и низкой (дев) перекладине Наклон вперед из положения сед Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
Мал. 10,5 +8,5 8,6
Дев. 11,0 +14 9,1

 

Описание нормативов:

Бег 60 метров: Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться .

Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира, Олимпийских игр.

Подтягивание: Подтягивание на перекладине - это циклическое упражнение, т.е. такое упражнение, в основе которого лежит повторение одного и того же цикла. Все элементы движений, составляющих один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах.

Наклоны вперед из положения сед:

Прыжки в длину с места: Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них. Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение — это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега — сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета.
Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки.

Челночный бег 3х10: Для проведения такого вида бега потребуется соблюдение следующих условий:

Разметка – нанесение разметки дает возможность осуществлять данный вид тренировок и соревнований. Постоянная разметка в местах частого проведения челночного бега особенно удобна.

Для проведения данного вида бега не требуется большой площади, можно использовать и открытую площадку. И спортивный зал.

Техника старта – в данном пункте нужно особенно выделить, что здесь может использоваться несколько вариантов старта, а также стартовых торможений и ускорений. Чаще всего используется высокий старт с одной рукой в качества опоры.

Прохождение дистанции во многом зависит от первого шага. Для наибольшей результативности при прохождении дистанции следует также уметь увеличивать частоту шагов – для обучения этому применяются прыжки со скакалкой, осуществляемые в быстром темпе.

Техника поворота – для наиболее быстрого поворота следует обучиться стопорящему шагу. Это обозначение особенно активно применяется в баскетболе, ведь цель челночного бега и баскетбола схожа – максимально быстрое изменение направление бега.

Финиширование – в данном месте следует уделить особое внимание фактору безопасности. Поблизости от этого места не должно быть таких потенциально опасных предметов, как скамейки, кусты, деревья. В закрытом помещении наиболее правильным решением будет размещение матов вдоль стены, где отмечена линия финиша.

Таблица № 2

Результаты тестирования контрольной группы в начале эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 60м Подтягивание Наклон вперед из положения сед Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
Анисимов Георгий 12,0 +4 10,0
Афанасьева Айда 12,9 +7,2 9,9
Бекмурзиева Лейсан 13,0 +4,2 10,8
Бикбаев Марсель 12,4 +5 10,4
Ваганова Анна 13,4 +7,3 10,1
Газизов Тимур 12,6 +4,9 10,0
Даричева Дарья 12,2 +6,9 9,8
Зарипо Дамир 11,9 +5,9 9,5
Искакова Светлана 12,1 +4,7 10,5
Мещряков Алексей 12,5 +5,6 11,1
Могилко Владислав 11,9 +4,9 10,5
Назарова Татьяна 12,3 +8,1 10,7
Среднее значение: 12,4 3,7 5,7 96,6 10,2

 

Таблица № 3

Результаты тестирования экспериментальной группы в начале эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 60 м Подтягивание Наклон вперед из положения сед Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
Гараева Розалина 11,8 +2 12,8
Григорьев Александр 12,5 +5 13,0
Казамарова Дарина 12,8 +3,5 12,6
Касимов Никита 12,0 +2,9 12,4
Касымов Арсла 13,0 +5,1 13,5
Королев Игорь 12,1 +3,8 13,1
Нагуманова Карина 11,8 +4,8 12,9
Онисов Максим 11,5 +4,9 13,4
Панферов Алексей 11,7 +4,2 12,1
Сахапова Эльвира 12,0 +4,8 12,4
Степанова Алина 11,6 +4,1 14,0
Суслов Максим 11,8 +5,5 13,4
Среднее значение: 12,05 4,2 61,0 12,9

 

  Бег 60 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
Конт.группа 12,4 3,7 5,7 96,6 10,2
Экспер.группа 12,05 4,2 61,0 12,9

 

Вывод: После проведения тестирования в контрольной и экспериментальной группе в начале эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе результаты оказались далеки от нормы. И для того что бы привести к улучшение нужно применить ряд комплексных физических занятий с детьми для восстановления функциональной деятельности организма.

2.2

Я воспользовалась методикой Шарафанова А.А., Шорин Г.А., Фонарева М.И. так как в экспериментальной группе были дети с разными заболеваниями.

Упражнения при гастрите.

Упражнение 1. И. п.—лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнение: попеременное сгибание и разгибание кистей и стоп. 10—20 раз.

Упражнение 2. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнение: 1 —согнуть руки в локтях, 2-поднять их вверх, 3—снова согнуть, 4—вернуть в и. п. 12—20 раз.

Упражнение 3. И. п.—лежа на спине, ноги-согнуты, руки на животе. Диафрагмальное дыхание: 8—12 плавных вдохов и выдохов.

Упражнение 4. И. п.— лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища. Выполнение: 1—развести ко­лени в стороны (вдох), 2—вернуть их в и. п. (выдох). 10—20 раз.

Упражнение 5. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые. Поочередное сгибание ног без отрыва пяток от коврика. По 8—12 раз.

Упражнение 6. И. п.— лежа на спине, ноги согнуты» руки на животе. Диафрагмальное дыхание: плавно, без напряжения мышц. 8—12 раз.

Упражнение 7. И. п.— лежа на спине, ноги согнуты» руки вдоль туловища. Сжимание и разжимание паль­цев рук. 10—12 раз.

Упражнение 8. И. п.— то же. Дыхательное упражне­ние без движения руками: 1 — глубокий вдох, слегка приподнимая грудь, 2— выдох, опуская грудь. 6—8 раз.

Упражнение 9. И. п. то же. Выполнение: 1 — под­нять правую руку (вдох), 2—расслабленно бросить ее вдоль туловища (выдох). То же другой рукой. Пов­торить 12—16 раз каждой рукой.

Упражнения при пневмонии.

«Очищающее дыхание». Делаем глубокий и медленный вдох, задерживаем дыхание буквально на несколько секунд. Затем короткими толчками выдыхаем через рот воздух, щеки при этом не надуваются, а губы сложены в трубочку.
«Голосовое дыхание». Сделать вдох, дыхание задержать, а затем резко выдохнуть воздух через открытый рот. При этом можно произнести громко звук «ха!» В конце выдоха губы сомкнуть. Выполнить несколько раз, затем вернуться к «очищающему дыханию».
Далее следует: глубокий вдох, дыхание задерживаем. В это же время вытягиваем расслабленные руки вперед, сжимаем пальцы в кулаки. С максимальным напряжением притягиваем кулаки к плечам, потом разводим их в стороны. И быстро возвращаем в исходное положение. Затем расслабляемся и делаем выдох через рот. Далее опять идет «очищающее дыхание».
Для улучшения дыхательной функции наших легких прекрасно подходит следующее дыхательное упражнение. Вдыхаем воздух в течение 12 секунд, затем задерживаем дыхание на 48 секунд, далее делаем выдох, который длится 24 секунды.

Упражнения при сколиозе 3 степени.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, руки находятся на затылке. Локти разведите в стороны и одновременно вдохните, затем верните их назад и выдохните. Выполните 3−4 раза.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на спине. Сгибайте попеременно ноги, при этом подводя колено к животу, выдыхайте, а, выпрямляя, вдыхайте. Повторите 3−5 раз.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на спине, ноги нужно согнуть в коленях. Приподнимите таз так, чтобы вы прогнулись в грудном отделе позвоночника. Повторите 3−4 раза.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на спине. Одну руку вытяните вверх, а другую, которая находится на стороне искривления, вытяните в сторону и вдохните. Выдыхая, опустите руки. Выполните 4−5 раз.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на животе. Приподнимите туловище так, чтобы вы прогнулись в грудном отделе позвоночника и вдохните. Опуститесь и выдохните. Сделайте упражнение 4 раза.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на животе, одна рука находится на затылке, другая рука (со стороны искривления) лежит на груди. Разогните туловище и вдохните, расслабьтесь и выдохните. Повторите 3−4 раза.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на животе, руки вытянуты вдоль тела, ладони повернуты вниз. Обопритесь на руки и поднимайте то одну, то другую ногу вместе с приподниманием туловища (вдохните), возвращаясь в исходное положение, выдохните. Выполните 3−4 раза.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на животе. Дышите произвольно и отведите ноги в ту сторону, где есть искривление. Вернитесь в исходную позу. Выполните 3−4 раза.

Упражнение 9. Исходное положение — лежа на боку, на валике на той стороне, где есть искривление. Закиньте руки за голову и вдохните. Опустите и выдохните. Повторите медленно 3−4 раза.

Упражнение 10. Исходное положение — стоя на четвереньках. Вытяните одновременно левую ногу и правую руку и вдохните. Выдыхая, вернитесь в исходную позицию. Повторите на другую ногу и руку. Выполните 4−6 раз.

 

2.3

 

Ведущий принцип занятий физической культурой в СМГ – это дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учётом патологии и индивидуальных особенностей учащихся.

Выполняя данный принцип и осуществляя личностно ориентированный подход к учащимся при построении урока, необходимо соблюдать следующие условия:

а) перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС);

б) на каждом уроке, в его подготовительной части, при проведении комплекса общеразвивающих упражнений необходимо применять упражнения на формирование правильной осанки;

в) в основной части целесообразно давать упражнения для мышц спины и живота, а также координации движений для закрепления навыка правильной осанки.

г) в заключительной части применяются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. В конце урока проверка пульса, осанки.

Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд, или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту.

Если в результате проведённой пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25–30 %, то функциональное состояние аппарата кровообращения оценивается как хорошее. Систематически проводится ортостатическая проба. Уровень физической подготовленности у учащихся определяется при помощи двигательных тестов, таких, как прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, броски и ловля мяча в максимальном темпе в течение 30 секунд, приседания, прыжки через скакалку на двух ногах и др. По приросту или отсутствию прироста результатов индивидуально для каждого обучающегося можно судить об эффективности преподавания физического воспитания.

 

Таблица № 4

Результаты тестирования контрольной группы в конце эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 60м Подтягивание Наклон вперед из положения сед Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
Анисимов Георгий 11,5 +5 9,7
Афанасьева Айда 12,1 +7,9 9,4
Бекмурзиева Лейсан 12,6 +5,1 10,4
Бикбаев Марсель 12,0 +6,1 10,0
Ваганова Анна 12,9 +8 9,8
Газизов Тимур 12,1 +5,4 9,6
Даричева Дарья 11,8 +7,2 9,3
Зарипо Дамир 11,4 +6,5 9,0
Искакова Светлана 11,7 +5,5 9,9
Мещряков Алексей 12,0 +5,8 10,7
Могилко Владислав 11,4 +5,4 10,0
Назарова Татьяна 11,9 +9 10,3
Среднее значение: 11,9 5,4 6,4 105,9 9,8

 

Таблица № 5

Результаты тестирования экспериментальной группы в конце эксперимента.

Ф. И. ученика Бег 60 м Подтягивание Наклон вперед из положения сед Прыжки в длину с места Чел. бег 3х10
Гараева Розалина 11,3 +3,5 12,3
Григорьев Александр 12,1 +5,4 12,9
Казамарова Дарина 12,4 +4,6 12,1
Касимов Никита 11,9 +4 12,0
Касымов Арсла 12,8 +5,8 13,1
Королев Игорь 11,1 +4,2 12,7
Нагуманова Карина 11,2 +5 12,4
Онисов Максим 10,9 +5,4 13,0
Панферов Алексей 11,2 +5,2 11,9
Сахапова Эльвира 11,9 +5,6 11,7
Степанова Алина 10,9 +5,1 13,5
Суслов Максим 11,2 +6 12,5
Среднее значение: 11,5 5,4 4,9 73,6 12,5

 

  Бег 60 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
Конт.группа 11,9 5,4 6,4 105,9 9,8
Экспер.группа 11,5 5,4 4,9 73,6 12,5

 

Вывод: После проведения тестирования в контрольной и экспериментальной группе в конце было выявлено, что в экспериментальной группе результаты стали лучше. Результаты улучшились благодаря тщательно отобранным упражнением. Детей стали подвижными.

 

 

Контрольная группа Бег 60 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
В начале 12,4 3,7 5,7 96,6 10,2
В конце 11,5 5,4 4,9 73,6 12,5

 

Вывод: В этой группе результаты тоже стали лучше но при этом эти дети ходили на обычные уроки физической культуры.

 

 

 

Экспериментальная группа Бег 60 м Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Наклон вперед из положения стоя Прыжки в длину с места Челночный бег 3х10
В начале 12,05 4,2 61,0 12,9
В конце 11,9 5,4 6,4 105,9 9,8

 

Вывод: В экспериментальной группе благодаря с специальным комплексным занятиям и урокам физической культуре результаты стали лучше чем они были в начале работы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 208с.

2. Белоусова В.В. Педагогика физической культуры: Учебник.-М.:Из-во Академия, 2005.-365с.

3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М.: Высшая школа 2006.-255с.

4. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 2006.-230с.

5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов - М.: Высш.шк., 2005.-325с.

6. Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами //Физическая культура в школе-2000-№6-с22-25

7. Зимкина Н.В. Физиология человека: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-589с.

8. Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие. - М.: Терра-спорт, 2003.-231с.

9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009.-328с.

10. Лечебная физическая культура. Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. С.Н. Попова. -М: Физкультура и спорт, 2005.-271с.

11. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Академия,2006.-372с.

12. Попова В.В. Физическая культура в начальной школе: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-412с.

13. Рипа М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе- М.: Академия, 2008.-175с.

14. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. -317с.

15. Трушкин А.Г.Физическая культура: Учебное пособие.- Ростов-н/Д:Феникс,2005.-480с

16. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Академия,2007.-275с.

17. Харабуги Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-102с.

18. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 480с.

19. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - М.: Академия, 2009.-304с.

20. Горбачев М.С. Осанка младших школьников//Физическая культура в школе.: 2005.-8. 25-28с.

21. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура. –М.: ФЛИНТА, 2009.-402с.

22. Епифанов В.А. ЛФК: учебное пособие для вузов. - М.: Гэотар-мед, 2009.

23. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. - М.: ФиС, 2008. - 463 с.

24. Павлов С.Е. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 1. - С. 23-26.

25. Попов С.Н. Физическая реабилитация. М.: Феникc, 2008.

26. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры. - М. "Советский спорт", 2008.

27. Коррекционная педагогика и специальная психология/ Сост. Н.В. Новоторцева.- 4е изд. Перераб.- и доп.- СПб.:КАРО, 2009.- 45с.

28. Мухина, М.П. Концентрированное обучение основным движениям в развитии детей дошкольного возраста / М.П. Мухина. - Омск, СибГУФК 2009. - 59 с.

29. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.

30. Артеменко Е.П. Совершенствование методики восстановления трудоспособности после переломов костей голени: Автореф.- Омск, 2009. - 23 с.

31. Бахрах И.И., Грец Г.Н. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие. - Смоленск: СГИФК, 2010. - 151 с.

32. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. - М.: Советский спорт, 2009.

33. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Астрель; АСТ, 2008. - 735 с.

34. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений -М.:Академия, 2009. -227 с.

35. Валеев Н.М. Практикум по ЛФК: мет. разраб./Автореф.: Н.М.Валеев, Н.Е.Кудрявцев, А.Г. Шактрев.- М., 2009.-44 с.

36. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков: под общ. ред. Г.В. Барчуковой. -2-е изд., стер. – М.: КНОРУС; 2012 – 368 с.

37. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед. – 2-е изд. испр и доп – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 480 с.

38. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб для студ. учержд. высш. проф. образ./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 -480 с.

39. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков 2-е издание стер. – М.: КНОРУС; 2012 – 240 с.

40. Абзалов Р.А. Физическая культура: учебное пособие для уч. сред. общ. учережд. / Р.А. Абзалов – Казань: Могариф, 2005 – 159 с.

41. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студ. сред. проф. уч. завед. – М.: Мастерство, 2002 – 152 с.

47. Спортивные игры: техника, тактика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения / Ю.Д. Желукян., Ю.М. Портнов., В.П. Савин., А.В. Лексаков: под ред. Ю.Д. Желукяна., Ю.М. Портнова – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 520 с.

42. Теория и организация адаптивной физической культуры: уч. В2т Т.1: Введение в специальность, история организации и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред.проф. С.П. Евсеева – 3-е изд. стер. – М.: Советский спорт, 2010 – 291 с.

43. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. профессора Л.В. Шапковой – М.: Советский спорт, 2009 -608 с.

44. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. уч. завед. / С.Н. Папов, Н.М. Валиев, Т.С. Гарасева., под общ. ред. С.Н. Папова – 7-е изд – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 416 с.

45. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник В2т Т.2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика основных видов / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева - М.: Советский спорт, 2009 – 448 с.

46. Евсеев С.П. материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: уч. / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. под ред. проф. С.П. Евсеев – М.: Советский спорт, 2007 – 308 с.

 

Приложение №1

Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

1. Упражнения с внешним сопротивлением.

2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3. Изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:

1. упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;

2. упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах, в манежах, но и в полевых условиях. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;

3. упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров и т. п.), которые целесообразно применять на самостоятельных занятиях, особенно на утренней физической зарядке. Их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объеме, простоте использования и транспортировки, широком диапазоне воздействия на различные группы мышц;

4. упражнения в преодолении сопротивления внешней среды эффективны при тренировке в ускоренном передвижении и силовой выносливости (например, бег в гору или по песку, cнегу, воде, против ветра и т. п.), для специальной силовой подготовки к рукопашному бою (на льду, песке, в воде и т. п.).

Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются на:

1. гимнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, поднимание ног к перекладине, лазание по канату, шесту и многие другие;

2. легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократными отталкиваниями на отрезках 30-50 метров, прыжки через легкоатлетические барьеры, прыжки «в глубину» с возвышения с последующим отталкиванием;

3. упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и др.) на специальных тренировочных полосах.

Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для укрепления и развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины.

Однократные и короткие» прыжковые упражнения (в том числе с небольшого разбега или с малым отягощением) выполняются с мощным концентрированным усилием при отталкивании и обеспечивают преимущественное развитое стартовой и взрывной» силы, а также реактивной способности мышц. Однако, их тренирующий эффект непродолжителен и ограничен, но он существенно возрастает при рациональном сочетании с другими средствами скоростно-силовой подготовки.

"Длинные" прыжковые упражнения, выполняемые с установкой на быстрое отталкивание, способствуют совершенствованию стартовой силы мышц, а при большом объеме и умеренной интенсивности - совершенствованию специфической скоростной выносливости к проявлению взрывных усилий. Поэтому эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и представителей всех других профессий, специфика которых предъявляет повышенные требования к специальной физической подготовленности.

Тренирующий эффект прыжков в глубину "ударный метод" направлен преимущественно на развитие абсолютной, стартовой и "взрывной" силы, мощности усилия, а также реактивной способности мышц, то есть к быстрому переключению их от уступающего к преодолевающему режиму работы в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. Применение этого чрезвычайно эффективного средства для тренировки в ускоренном передвижении, в беге на короткие дистанции, в прыжках, преодолении препятствий, рукопашном бою требует предварительной подготовки. Они должны выполняться под контролем преподавателей, тренеров или специалистов по физической подготовке.

Упражнения в преодолении препятствий являются и самостоятельным разделом физической подготовки, и, в то же время, могут быть использованы как дополнительные средства для развития силы, силовой выносливости и ловкости занимающихся.

Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц (ДЕ) работающих мышц. Различаются упражнения в пассивном напряжении (удержание груза и т. п.) и упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5-10 секунд в определенной позе). Тренировка с использованием изометрических упражнений требует относительно мало времени, а оборудование для ее проведения весьма простое. Особенно ценны эти упражнения при длительном нахождении в условиях гиподинамии и ограниченного пространства, например, для операторов, служащих различных учреждений, занятых умственным трудом, для представителей некоторых воинских специальностей и т. д. Однако, использовать статические упражнения следует с большой осторожностью, сочетая их с динамическими упражнениями, а также следуя принципу систематичности и последовательности наращивания нагрузки. Необходимо также учитывать мощность воздействия этих упражнений на нервную и сердечно-сосудистую системы. Сильное напряжение мышц сдавливает кровеносные сосуды и, как следствие, вызывает локальное нарушение кровотока.

Профессиональные спортсмены используют проверенные упражнения для развития гибкости и растяжки мышц. Однако этот набор упражнений подходит не только для профессионалов, но и для всех желающих.

1. Растягиванию должна предшествовать аэробная разминка (велотренажер, бег, скакалка).

2. Упражнения для развития гибкости – это не силовые упражнения. Важно знать, что чрезмерное приложение усилий чревато серьезными травмами.

3. Важна не амплитуда растяжки, а регулярность упражнений. Растягиваться до боли не нужно, а вот заниматься как минимум через день – необходимо.

4. Упражнения нужно выполнять в указанной очередности, с минимально возможными перерывами.

 

 

Приложение №2

Комплекс упражнений для развития гибкости

№1. Встаньте прямо, расставив стопы на ширину плеч, положите руки на пояс. Наклоняйте корпус влево и вправо, по 12 наклонов в каждую сторону.

№2. Исходное положение прежнее. Вращайте торс по часовой стрелке и против неё, по 8 раз подряд в каждую сторону.

№3. Встаньте прямо, расставив стопы на ширину плеч, пальцы рук сплетите на затылке. Вращайте тазом по часовой стрелке и в противоположном направлении, по 8 раз подряд в каждую сторону.

№4. Встаньте прямо, немного согните колени и, наклонившись, возьмитесь за колени ладонями. Вращайте колени по часовой стрелке и против, по 8 движений в каждую сторону.

№5. Встаньте прямо, положите руки на пояс. Согните ногу в колене и вынесите ее вперед. Вращайте по кругу согнутой в колене ногой. Выполните каждой ногой по 8 вращений.

№6. Встаньте прямо, ноги поставьте вместе. Наклоняйтесь вперед, растягивая мышцы ног и спины. Сделайте 12 энергичных наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

№7. Встаньте прямо, ноги расставьте в стороны на двойную ширину плеч. Эластично наклоняйтесь вперед, как и в предыдущем упражнении, 12 раз.

№8. Исходное положение прежнее. Согните в колене левую ногу, перемещая влево основной вес тела. Одновременно правую ногу выпрямите. Затем сгибайте правую ногу, перемещая на нее вес тела и плавно смещая корпус вправо, пока не выпрямите левую ногу. Таким образом смените положение ног 12 раз.

№9. В прежнем исходном положении (ноги на двойной ширине плеч) сделайте выпад влево: согните левое колено и переместите вес тела влево. Из этого положения разверните корпус на четверть оборота вправо, одновременно сгибая правое колено и перенося вес тела вправо; в конце движения вы должны принять положение выпада вперед на правую ногу. Затем выполните обратное движение. Повторите по 8 движений в каждую сторону.

№10. Из прежнего исходного положения сделайте выпад вправо, сгибая правое колено, и перенесите вправо основной вес тела. Одновременно выпрямите левую ногу. Не поднимаясь, разверните корпус на четверть оборота вправо, переходя тем самым в позицию выпада вперед с упором на правую ногу. Сделайте по 8 выпадов на каждую сторону.

№11. Встаньте прямо, ноги расставьте на полторы ширины плеч. Присядьте, захватив ладонями стопы. Попытайтесь выпрямить спину и подать вперед таз. Зафиксируйте это положение на 1 минуту.

№12. Встаньте на колени. Вытяните руки вперед и сцепите ладони в замок. Присядьте вбок, опустив ягодицы на пол справа от лодыжек. Затем встаньте и повторите движение в левую сторону. Сделайте по 6 приседаний на каждую сторону.

№13. Встав на колени, расставьте колени как можно шире и разведите голени параллельно друг другу. Плавно приседайте назад, пока ягодицы не коснутся пола, и затем вернитесь в прежнее положение. Сделайте 12 приседаний.

№14. Сядьте на пол. Ноги вытяните вперед. С усилием наклонитесь, пытаясь дотянуться ладонями до стоп, а грудью лечь на бедра. Сделайте 12 наклонов, стараясь не перенапрягать связки колена.

№15. Сядьте на пол и разведите ноги как можно шире. С усилием наклоняйтесь вперед, стараясь дотянуться грудью до пола. Сделайте 12 наклонов.

№16. Сядьте на пол. Вытяните левую ногу перед собой; согните правую ногу, отведя колено в сторону и прижав правую стопу к левому бедру. Наклонитесь вперед, дотягиваясь ладонями до левой стопы. Сделайте 8 наклонов и, симметрично сменив положение ног, 8 наклонов к другой ноге.

№17. Сядьте на пол. Левую ногу вытяните вперед, правую согните так, чтобы голень была повернута назад, а колено и внутренняя часть бедра касались пола. Наклонитесь вперед, стараясь захватить ладонями левую стопу. Сделайте 12 наклонов и, симметрично сменив положение ног, 12 наклонов к другой ноге.

№18. Сядьте на пол в позу лотоса, скрестив голени над опирающимися о пол коленями (если это пока не удается, сядьте «по-турецки», оперев на пол стопы и скрестив лодыжки ниже уровня коленей). Наклонитесь вперед, стараясь не округлять спину. Сделайте 12 наклонов.

№19. Сядьте на пол. Подтяните стопы к паху, сгибая колени. Затем плавно разведите колени в стороны (стопы держите вместе), с усилием упираясь в них локтями. Сделайте 16 движений.

№20. Сядьте на пол. Согните правую ногу, подтягивая к себе стопу, затем подтяните голень вверх и попытайтесь заложить ее за шею. Повторите то же для левой ноги.

№21. Лягте на живот, согните руки и положите их по бокам. Выпрямите руки, прогните спину и поднимите грудь и голову вверх. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

№22. Лягте на живот. Возьмитесь руками за стопы, прогните спину и поднимите голову. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

№23. Лягте на живот, согните ноги в коленях. Руками возьмитесь за лодыжки и прогните спину. Зафиксируйте это положение на 30 секунд.

№24. Исходная позиция: стоя на коленях. Отведя руки назад, взяться ладонями за лодыжки и прогнуть спину. Зафиксировать положение на 30 секунд.

№25. Встаньте на «мостик» и задержитесь в нем на 30 секунд.

№26. Встаньте прямо. Наклонитесь вперед, дотягиваясь руками до пола, и зафиксируйте это положение на 30 секунд.

Приложение №3

Общие упражнения для развития ловкости.

1. Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.

2. Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.

3. Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.

4. Падение назад и быстрое вставание.

5. Падение вперед и быстрое вставание.

6. Гимнастическое 'колесо' влево и вправо.

7. Стойка на голове, вначале с опорой у стены.

8. Стойка на руках.

9. Ходьба на руках.

10. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360 с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360 , сальто вперед и назад. После приземления - немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.

11. На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.

12. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шагов,

Ловкость можно тренировать, используя элементы других видов спорта - например, водные лыжи или прыжки в воду с 1-3-5-метровой вышки: солдатиком, головой вниз, совершая сальто.
Отлично помогает для развития координации, а следовательно, и ловкости, ходьба по гимнастическому бревну, по рельсу, скамейке с вращением мяча вокруг корпуса, с финтами в сторону, вперед.