Развитие форм организации обучения.

Содержание и методы обучения реализуются в определенных организационных формах, которые зависят от того, с каким сос­тавом учащихся работает учитель, как он организует время и место работы.

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Формы организации обучения возникали и развивались вмес­те с развитием школы.

1. Индивидуальные и индивидуально-групповые формы обуче­ния. В жреческих школах при храмах Дальнего Востока, Древней Греции и Рима применялись индивидуальные и групповые занятия. Не было твердого расписания и точно установленных сроков обучения. Такая организация обучения могла быть пригодной до тех пор, пока обучение не приняло более массовый характер.

2. Классно-урочная форма обучения. В ХVI в. в братских школах Белоруссии и Украины для охвата школами большего ко­личества учащихся. Учащиеся определенного возраста были орга­низованы в классы с постоянным составом. Занятия проводились по определенному расписанию с одной и той же группой учащихся. Научное обоснование эта форма получила в трудах Я.А. Коменского, который обосновал начало учебного года с I сентября и разрабо­тал систему одновременных занятий с классом.

3. Система взаимного обучения. В конце XVIIIв. священник Белль и учитель Ланкастер, Англия. Старшие, хорошо успевающие ученики (мониторы), получив необходимые инструкции, проводили обучение младших, что позволило при недостатке учителей организовать массовое обучение. Система не получила широкого распространения, так как обучение осуществляемое неквалифицированными молодыми людьми, не было эффективным.

4. Дальтон-план (или лабораторный план). Конец XIX – на­чало XX в. американская учительница Елена Паркхерст применила форму организации обучения, в основе которой лежала самостоя­тельная индивидуальная работа учащихся. Учащиеся работали по заданиям, каждый в своем темпе. Общего плана и расписания за­нятий при такой системе не существовало. Коллективная работа проводилась один час в день, в остальное время учащиеся изу­чали учебный материал индивидуально. Недостатки: ученики мало общались между собой, на выполнение заданий выделялось недо­статочно времени, что вызывало спешку и не обеспечивало высокого уровня знаний. Эта форма не получила в нашей стране сколько­-нибудь значительного распространения, так как не отвечала принципам советской дидактики, снижала роль учителя и коллективных занятий в педагогическом процессе.

5. Проектная система (или метод проектов). Приобретение знаний связывалось с выполнением практических дел, что приводило к отрывочности, "лоскутности" знаний учащихся, нарушало этику изучаемых основ науки. Применение этой формы обучения советской школе было признано нецелесообразным.