Каммуникативная
6.Хозяйственно – экономическая.
Существуют различные подходы к классификации семей:
1.По структуре родственных связей: простую (не сост. в браке), сложную (внуки и т.д.)
2.По наличию обоих супругов: полные, неполные, материнские (никогда не сост. в браке)
3.Азаров выделил по характеру взаимоотношений: идеальную, негативную, среднюю семью.
Буянов выделяет: гармоничную, распадающуюся, распавшую, неполную.
В совр. педагогике различают след типы семей: благополучную, неблагополучную, псевдоблагополучную.
69.Готовность ребенка к школе как целостное, многоаспектное явление.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.
В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты:
- готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надоуметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.
- готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др.
Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.
67. Основные задачи ДУ в работе с семьей. Сотрудничество детского сада и семьи.
Основные задачи:
1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании ребенка.
2.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
3.Повышение общего уровня культуры родителей.
4.Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.
5.Компенсация надостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки
Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
68.Формы сотрудничества ДУ с семьей.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам работы с родителями относятся:
-родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.
-исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
-родительская конференция.
- тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
-Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов.
Индивидуальные:
-Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.
-Анкетирование
-Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке
-консультации
Наглядно-информационные:уголок для родителей, разнообразные выставки, информационные листки, памятки для родителей, родительская газета, папки–передвижки.