Новые исследования в области социально-нравственного воспитания

Современные направления исследований проблемы формирования коллективных взаимоотношений детей дошк-го возраста:

1. изучение особенностей форм-ия отдельных компонентов коллективных взаимоотношений;

2. роль разных видов деят-ти;

3. форм-ие детского общества, личностных качеств, обеспечивающих р-ку комфортное развитие в коллективе;

4. развитие индивидуальности, воспитание черт коллективизма и умение жить в коллективе;

5. роль взрослого в детском коллективе;

6. построение партнёрских взаимоотношений между участниками целостного образовательного процесса в д\с и др.

Направление исследований по проьлеме восп-ия нравственно-волевых качеств: А.В. Суровцева – восп-ие воли у дет дв; Е.Ю. Демурова – восп-ие дисциплин-ти; В.Г. Нечаева – восп-ие организованности; Р.С.Буре – восп-ие нравственно-волевых качеств в труде и на занятиях; Е.А.Ключникова – восп-ие настойчивости; Е.А.Киянченко – восп-ие осознанного отношения к правилам поведения

 

30.Задачи и содержание соц.-нравственного воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нрав­ственных чувств, нравственных привычек и норм, практи­ки поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя­тельств и условий: запросов общества, экономических фак­торов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе­го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че­ловека.

Вторая группа задач нравственного воспитания от­ражает потребности общества в людях, обладающих конк­ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе­мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока­зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас­та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания дош­кольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру­долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества суще­ственных преобразований в формулировке смысловых бло­ков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное напол­нение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются.

 

31.Средства и методы соц.-нравственного воспитания.

Группа художественных средств: Худ. литература, изобр. искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении за­дач нравственного воспитания, так как способствует эмо­циональной окраске познаваемых моральных явлений. Природа: дает возможность вызы­вать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо­собствует формированию у ребенка уверенности в себе. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, худ. деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нрав­ственного воспитания лучше всего выполняет задачи кор­ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребен­ка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь ме­ханизм нравственного воспитания и влияет на формирова­ние определенных нравственных качеств.

Б. Т. Ли­хачеввыделяет три группы методов:

мето­ды организации и самоорганизации воспитательного кол­лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);

методы доверительно­го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре­бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);

методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак­туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству,к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов:

организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, по­каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

формирование у дошкольни­ков нравственных представлений, суждений, оценок(бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

В.И.Логинова предлагает объединить все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

ме­тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

методы стимулиро­вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).