Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
Современные направления исследований проблемы формирования коллективных взаимоотношений детей дошк-го возраста:
1. изучение особенностей форм-ия отдельных компонентов коллективных взаимоотношений;
2. роль разных видов деят-ти;
3. форм-ие детского общества, личностных качеств, обеспечивающих р-ку комфортное развитие в коллективе;
4. развитие индивидуальности, воспитание черт коллективизма и умение жить в коллективе;
5. роль взрослого в детском коллективе;
6. построение партнёрских взаимоотношений между участниками целостного образовательного процесса в д\с и др.
Направление исследований по проьлеме восп-ия нравственно-волевых качеств: А.В. Суровцева – восп-ие воли у дет дв; Е.Ю. Демурова – восп-ие дисциплин-ти; В.Г. Нечаева – восп-ие организованности; Р.С.Буре – восп-ие нравственно-волевых качеств в труде и на занятиях; Е.А.Ключникова – восп-ие настойчивости; Е.А.Киянченко – восп-ие осознанного отношения к правилам поведения
30.Задачи и содержание соц.-нравственного воспитания.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
В советский период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.
На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются.
31.Средства и методы соц.-нравственного воспитания.
Группа художественных средств: Худ. литература, изобр. искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Природа: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, худ. деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Б. Т. Лихачеввыделяет три группы методов:
методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);
методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству,к воле и поступку).
В. Г. Нечаева выделяет две группы методов:
организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
В.И.Логинова предлагает объединить все методы в три группы:
методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).