Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в РБ и странах СНГ
В РБ разработана модель оздоровительно-развивающего физического воспитания, направленная на улучшение здоровья, физического и двигательного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данная модель включает: концепцию, программу, технологию физкультурно-оздоровительной работы в ду, а также программно-методическое обеспечение по подготовке и повышению квалификации кадров.
Авторы разработки: Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.
В.Н.Шебеко – проблемы формирования личности средствами физ.культуры, восп-ия моторно одарённых детей.
Н.Н.Ермак – вопросы теории и методики физ. восп-я.
Ю.Боковец – воспитание правильной осанки
В странах СНГ: Проблемы ЗОЖ детей дошк.возр.
- развивающая педагогика оздоровления В.Т.Кудрявцева, Б.Г.Егорова;
- Ю.Ф.Змановский создание авторской программы «Здоровый дошкольник»;
- Маханева М.Д. – исследовала вопросы воспитания здорового реб-ка;
- Филиппова С.О. программа олимпийского образования дошкольников;
- С.В.Никольская ввела термин «креативная гимнастика», разработала структуру и содержание физ.занятий креативной гимнастикой;
- Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина – разработали оздоровительно-развивающую программу «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике;
- М.А.Рунова исследовала активизацию двигательной деят-ти дошкольников
Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова – разработали программу «Старт» её сущность в развитии двигательных способностей детей
21.Понятие об умственном развитии и умственном воспитании дошкольников.
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов и др.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.