Естественнонаучные основы физического воспитания. Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.

Естественнонаучную основу физвосп-иясоставляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о выс­шей нервной деят-ти. Оно позволяет понять закономерности форм-ния двиг-ных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически пра­вильно построить процесс обучения и воспитания.

Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Ру­бинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из ка­честв человеческой психики — воля, память, мышление, творче­ство и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они фор­мируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жиз­ненно важные двигательные действия и движения.

Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. Экспериментальное доказательство И. М. Сеченовым и И. П. Пав­ловым того, что психическая деятельность происходит не само­произвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М.Сечено­ву утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельно­сти человека действительно могут быть сведены на мышечное дви­жение.

Специфику произвольно­го действия составляет его осознание. Осознанное, разумное дей­ствие требует тренировки двигательного аппарата с участием со­знания.

Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. В качестве основных компонентов ЗОЖ выступают с четко заданными правилами выполнения следующие:

Эколого-гигиенические условия Соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветривание, световой коэффициент, в помещении 18-22°С Создание «экологических» мини-зон в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений, трав, емкостей с водой

Психологический комфорт: Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения, Условия для свободного выбора деятельности, Наличие мест для уединения, Возможность свободного присутствия в группе родителей

Рациональный распорядок дня. Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенностей детей соотношение бодрствования и сна, их «качество» Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности Включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения

Оптимальная двигательная активность (не менее 50 % периода бодрствования) Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе Разнородность физкультурно-игровой среды. Специально предусмотренные время и место для самостоятельной двигательной деятельности Включение движений во все виды занятий (в том числе умственного характера) Создание условий для разнооб­разия ДА в бытовой и трудовой деятельности

Закаливание. Оздоровительные прогулки (3-4 ч ежедневно) Полоскание рта и умывание прохладной (холодной) водой с использованием элементов самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук Воздушные ванны до и после сна(5-7 мин) Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 10 мин) Использование элементов «пульсирующего» климата Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры в семье

Специально-организованные мероприятия (бесед, занятия, праздники и т. п.)