В. № 21. Содержание и методика труд. воспит. в разных гр.

На протяжении дош. возраста у детей складывается собственная т-д, которая развивается от овладения отдельными трудовыми действиями к овладению полными т- процессами, а затем к овладению видами труда, состоящими из ряда т-процессов. Выполнение того или иного вида труда предполагает планирование последовательности выполнения т- процессов. Разнообразие т-процессов, входящих в вид труда, позволяет распределять их между детьми, организовывать коллективный труд, достигать общего результата. Воспитание личности ребенка в труде находится в прямой зависимости от того, насколько ребенок освоил трудовую деятельность (трудовые процессы, виды труда). Неумение поставить цель и достичь результата, неумение выполнить трудовые действия приводит к тому, что ребенок избегает участия в труде, у него формируется отрицательное отношение к труду, складываются отрицательные качества личности. Поэтому пед. руководство должно предусматривать развитие самой трудовой деятельности у детей, воспитание правильного отношения к труду, воспитание личности ребенка в труде,

3 - ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ 1 группа определяет пед. влияние на формирование самой трудовой деятельности и включает:1)последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы. 2)своевременное формирование у детей умения осуществлять доступные им виды труда, 3) формирование первоначальных общественных мотивов трудовой деятельности. 2 группа задач направлена на воспитание положительного отношения к труду взрослых и предусматривает:1)Вычленение для ребенка труда взрослых как особой - деятельности, направленной на достижение значимых для др. результатов.

2)воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему помощь 3)воспитание бережного отношения к результатам труда взрослого —к вещам. 3 группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе т- д, она включает:1) воспитание правильного отношения детей к собственному труду; 2)воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности, настойчивости, 3)воспитание поведения и положительных взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно,

Все перечисленные выше задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе.

Содержание труда детей дош. возраста определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и содержание т-в в д/у изложены в «П» применительно к каждой возрастной группе. Там же раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям о труде. Усложнение программных требований предусматривает: 1) нарастание объема трудовой деятельности.2)совершенствование трудовых навыков и умений.3)совершенствование планирования и организации т-д. 4)становление мотивов трудовой деятельности 5)формирование усложняющихся знаний о труде взрослых. Содержание подробно см Б18.

МЕТОДИКА. Научение т-действиям осуществляется при индивидуальном общении с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие; снять колготки или ботинки и т. д. По мере освоения т-действий воспитатель помогает только в наиболее трудных для ребенка случаях, а затем просто подсказывает ему следующее действие, которое выполняет ребенок. Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение взывает у детей радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата. Для закрепления первоначальных трудовых действий необходимы следующие условия:

а)показ, пояснение и упражнение в действиях;

б)постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию) ;

в)постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;

г)спокойная деловая обстановка, учит-щая возможности ребенка;

д)переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.

Существуют и специально сделанные дидактические пособия—разные виды застежек. Дети охотно упражняются и овладевают необходимыми умениями.

Для закрепления последовательности т-действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, умоем куклу и т. п. Игры привлекаются и для совешенствования «орудийных» действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки. Необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка.

Методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать трудности.