Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт
Определение понятия "передовой педагогический опыт".
Передовой педагогический опыт – такой вид практики, который содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению.
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):
- Определение цели изучения ППО.
- Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
- Выбор средств и методов изучения ППО.
- Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
- Выделение диагностирующих единиц изучения
- Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
- Сопоставление плана изучения опыта
- Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
- Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
- Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.
Изучение и обобщение опыта:
1. Выявление объекта изучения:
· оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
· выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
· первый сбор информации о деятельности педагога;
· выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
· определение объектов изучения.
2. Постановка цели изучения:
· выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлено творчество педагога;
· формулировка проблемы;
· теоретическое обоснование опыта;
· выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
· формулировка цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом опыте:
· отбор методов сбора и обработки информации;
· составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
· реализация методов сбора информации об опыте.
4. Педагогический анализ собранной информации:
· разбиение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
· оценка идей опыта на основе критериев;
· определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
· выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
5. Обобщение опыта:
· систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
· формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
· раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
· определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
· описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.