Или почему Крым должен остаться украинским

Передача Крымской области в состав УССР

 

2014 г. стал годом 60-летия вхождения Крыма в состав Украины и одновременно годом аннексии полуострова Российской Федерацией. Вновь всплывают на поверхность споры о правомочности передачи Крыма из состава одной республики в состав другой республики в 1954 г. Для того, что бы разобраться в том надуманна ли проблема незаконности передачи и понять предпосылки решения о передаче Крыма в состав УССР, следует проанализировать ряд документов и события, происходившие в РСФСР и УССР в первые послевоенные годы, а так же экономические показатели региона.

В годы Второй мировой войны Крымская АССР не раз становилась ареной боевых действий, что не замедлило сказаться на экономическом, хозяйственном и демографическом состоянии республики. Численность и этническое разнообразие Крыма неизменно сокращалось за годы войны, как в результате боевых действий, так и по причине сталинской политики переселения народов. Так, до начала немецкой оккупации, население Крыма в 1941 г. составляло 1126824 человека. В августе 1941 г. прошла первая волна депортации, жертвами которой стали 53000 крымских немцев. После завершения боевых действий в Крыму в мае 1944 г., население полуострова составляло 632935 человек всех национальностей. Но и это количество жителей стало сокращаться в результате волны депортаций. В ночь с 17 на 18 мая была проведена депортация крымских татар в количестве 187859 человек. 2 июня 1944 г. И.В. Сталин подписывает постановление Государственного комитета обороны №5984, согласно которому НКВД обязывалось «дополнительно к выселению по постановлению ГКО №5859сс от 11 мая 1944 г. крымских татар выселить с территории Крымской АССР 37 тыс. чел. немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Операция была проведена 27 июня. 4 июля Берия доложил Сталину, что выселение из Крыма татар, болгар, греков, армян закончено. Всего выселено 225009 чел., в том числе татар 183155, болгар 12422, греков 15040, армян 9621, немцев 1119, иноподданных 3652 человек.

В результате депортации народов Крыма этнический состав населения заметно сократился и состоял преимущественно из русских, украинцев и евреев. Численность населения так же просела и составляла около 380000 по состоянию на начало лета 1944 г.

Находилась в упадке экономика края. Общий материальный ущерб оценивался в 14 345 421 рублей. Отступающие части Красной Армии, а позже Вермахт, уничтожили более 300 предприятий. Полностью или частично уничтожено 17570 зданий хозяйственного назначения, 22917 жилых зданий. Было сожжено, разрушено и разграблено 15 музеев, 590 зданий театров и клубов, 315 зданий детских учреждений, 393 больницы и амбулатории, 15 зданий различного культа. Полностью или частично уничтожено 9579 гектар садов и виноградников, 213451 гектар посевов различных сельскохозяйственных культур. Огромный ущерб сельскому хозяйству нанесли депортации коренного населения. Как результат, аграрный сектор на десятилетия стал одной из главных проблем региона.

Выселив всё коренное население Крыма, Сталин решил и судьбу автономии Крыма.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1945 г. была ликвидирована Крымская АССР, территория Крыма отныне и до конца существования СССР стала именоваться Крымской областью в составе РСФСР (с 1954 г. в составе УССР).

Имея перед собой такие реалии крымский партийно-государственный аппарат получил от советского правительства триединую задачу:

- восстановить и развить промышленный потенциал, прежде всего работающий на обеспечение функционирования Черноморского флота, как главной ударной военно-политической силы на Юге СССР;

- восстановление и развитие аграрного сектора, понесшего невосполнимые потери на десятилетия;

- создание мощной рекреационной базы для отдыха и оздоровления как партийно-чиновничьего аппарата так и народных масс.

Следует отметить, что первая задача была приоритетной, так как была частью сталинской политики строительства государства с экономикой направленной прежде всего на развитие вооружённых сил и военно-промышленного комплекса. Наиболее чётко формат экономического развития советского государства сформулировал Сталин в своей программной речи на встрече с избирателями Сталинского округа Москвы 9 февраля 1946 г. Он выделил четыре основополагающие позиции, такие как металл, – для производства вооружений и оборудования для предприятий, топливо – для поддержания работы заводов, фабрик и транспорта, хлопок – для производства обмундирования, хлеб – для снабжения армии.

Претворению в жизнь сталинских планов мешала острая нехватка рабочих рук, как в промышленности так и в сельском хозяйстве. Данную проблему попытались решить путём переселения крестьян из российской и украинской глубинки. Постановлением ГКО от 12 августа 1944 г. №6372 определялось переселение в Крым из областей РСФСР и УССР 17 000 хозяйств общей численностью 51 000 человек. Первая волна переселенцев прибыла в сентябре-октябре 1944 г. в составе 62 104 человек. Львиная доля переселенцев была из РСФСР, тогда как переселенцы из УССР составляли 13,8% от общего количества. Прибывших переселенцев вселяли в уже разграбленные дома депортированных жителей, подселяли к колхозникам, вселяли в школы, клубы и т.д. Колхозникам-переселенцам не выдавали не только подъёмные, но и заработанные ими в колхозах трудодни. В результате тяжёлого положения и непривычного для русских крестьян климата и почвы начался отток переселенцев. В 1944 г. из Крыма выехало 400 семей, в 1945-м уже 2002. Оставшиеся колхозники не вырабатывали трудодни, колхозы не выполняли нормы. Тенденция оттока переселенцев продолжилась и в последующие годы, за что ЦК КПСС критиковало Крымский обком в своём постановлении от 28 мая 1951 г. В частности там говорилось, что из 12 000 переселенцев, прибывших в область с 1944 г., выбыло 56%. Одной из причин, приведших к такой текучести, явился срыв плана строительства домов для переселенцев. Переселенческим колхозам не выделялись денежные средства, не выделялся хлеб, отпущенный на трудодни.

Севастополь постановлением Совета Министров РСФСР от 29 ноября 1948 г. выделялся в самостоятельный административно-хозяйственный центр и относился к городам республиканского подчинения. Город был выделен в закрытую зону, въезд в которую осуществлялся по пропускам.

Переходя к вопросу возникновения идеи передачи Крыма в состав УССР, следует вспомнить, что эта идея родилась у Хрущёва после личного посещения степных районов Крыма в 1953 г. Присутствовавшие при этом дочь Хрущева Рада Аджубей и её муж, известный журналист, Алексей Аджубей уже в наше время признаются, что решение было оправдано и было обусловлено бедственным положением жителей полуострова. «Нас поразила пустынность Крыма - татары выселены, переселенцы из России жалуются: замучила засуха, картоха не растет, а виноград выродился» – вспоминала уже в наши дни Рада Аджубей.

Дело обстояло следующим образом. Н.С. Хрущев, после избрания 1-м секретарем ЦК КПСС приехал в Крым на отдых, но долго отдыхать у моря не смог, и решил осмотреть внутренние районы Крыма, взяв с поездку свою дочь Раду и её мужа. Далее я позволю себе процитировать статью Алексея Аджубея:

«Мне особенно запомнился проезд через Бахчисарай. Дворец, оказавшийся каменной развалиной, пустовал. Знаменитый фонтан слез, воспетый Пушкиным, покрылся глинистой коростой…. Здесь на плато всё ещё дышало страшной войной. Вдоль дорог разбитые танки и артиллерийские орудия и повсюду, до горизонта, серые каменные обелиски, воздвигнутые военными строителями в память о своих павших собратьях. И земля тоже высохла и заросла жесткой щетиной сорных трав. Пустовали поселки, татарские аулы. Их хозяева, отосланные злой волей Сталина в далекие холодные края, потеряли всякую надежду на возвращение.

Стоит сказать, что в 1953-м Хрущев далеко еще не был полновластным хозяином положения. В Москве властвовали самые близкие Сталину люди — Маленков, председатель Совета Министров и глава Президиума ЦК, его первый заместитель Молотов, а рядом такие, как Ворошилов, Каганович, Булганин. Провинциалу Хрущеву после смерти Сталина отводилась далеко не первая роль. Он шёл к власти с упорством и динамизмом, свойственными сильным натурам. На его стороне было, безусловно, лучшее знание жизни, презрение к сидению в кремлевских кабинетах.

Больше всего Никиту Сергеевича поразили и расстроили толпы переселенцев, невесть каким образом прослышавших о его поездке... Молчаливая серая масса людей перегораживала дорогу и так же молча, не расступаясь, ждала, пока машины остановятся. Люди тягостно долго не начинали разговор, давая возможность Хрущёву начать первым. Потом из толпы раздавался один вопрос, второй, третий. О еде, жилищах, помощи. Переселенцы по большей части приехали из России, с Волги, из северных русских областей.

Это я сейчас пишу «приехали», а они кричали «нас пригнали» — привычный стон людей, отчаявшихся обрести надёжную судьбу. Из толпы раздавались и вовсе истеричные выкрики: «Картошка здесь не растет, капуста вянет». Или вдруг совсем печальное: «Клопы заели». «Чего же ехали?» — спрашивал Хрущев — и толпа выдыхала: «Обманули»…».

После поездки по Крыму Хрущёв отправился в Киев, где начал уговаривать местное партийное руководство взять Крым под своё крыло, после чего отправился в Москву, где старался провести вопрос передачи Крыма через высшее советское руководство.

В Кремле хорошо знали о тесной интеграции Крыма с экономикой Украины. Топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, железнодорожный транспорт Украины и Крыма был фактически единым целым. Ещё до передачи Крыма в феврале 1954 г. Украина помогала Крымской области в возрождении городов, заводов и фабрик, водоснабжения и строительства. Из Киева Крым получал механические погрузчики, автоматические дозаторные устройства для бетонных заводов; из Харькова башенные и мостовые краны, тракторы; из Николаева транспортёры для бетонных заводов и бульдозеры и т.д.

Знало руководство и о неудовлетворительном состоянии аграрного сектора Крыма, сводные данные по области были в сентябре 1953 г. предоставлены в секретной справке «О состоянии сельского хозяйства Крымской области», составленной для 1-го секретаря ЦК КПУ Кириченко. Таким образом, именно экономические, а не политические факторы привели советское руководство к решению о переподчинении полуострова Крым в целях его дальнейшего и более интенсивного развития.

Решение о передаче Крымской области Украине у высшего руководства СССР созрело в конце 1953 – начале 1954 г. На протяжении этого периода шла напряженная подготовительная робота, пожалуй, впервые в истории СССР передача территории из одной республики в состав другой было подготовлено столь тщательно.

5 февраля 1954 г. вопрос рассматривался на Совете Министров РСФСР, изучив внесённые предложения, мотивы и аргументы местных органов власти, Совет высказался за целесообразность передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Формулировка звучала следующим образом – «Учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР, общность экономики и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Совет Министров РСФСР постановляет:

Считать целесообразным передать Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Просить Президиум Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос о передаче Крымской области в состав УССР и войти в Президиум Верховного Совета СССР с соответствующим представлением».

В Президиуме ознакомились с мнением руководства УССР, и получив его согласие, в этот же день, 5 февраля 1954 г. вышло постановление Президиума ВС РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». В постановлении говорилось – «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, а также беря во внимание согласие Президиума Верховного Совета Украинской республики, Президиум Верховного Совета РСФСР считает целесообразным передать Крымскую область в состав Украинской Советской Социалистической республики». После чего Президиум ВС РСФСР отправил своё постановление в Президиум Верховного Совета СССР.

13 февраля в Киеве обговаривалось предложение ВС РСФСР о передаче Крыма. В принятом постановлении говорилось, что «Правительство Украины позаботится о дальнейшем развитии и процветании народного хозяйства Крыма». Президиум Верховного Совета Украинской ССР просил Президиум ВС СССР передать Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Данное Постановление было отправлено на голосование членам Президиума ВС УССР, из 16 членов 10 проголосовали «за» и 6 «против». После принятия положительного решения по Крыму вопрос был передан в Москву на обсуждение высшего советского руководства.

19 февраля 1954 г. под председательством К.Е. Ворошилова состоялось заседание президиума Верховного Совета СССР, посвященное рассмотрению совместного представления Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР.

На заседании Президиума от РСФСР присутствовали Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Тарасов М.П., заместитель председателя совета министров РСФСР Молотов В.А., Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР Зимин И.Н., от Украинской ССР – Председатель Президиума Верховного Совета УССР Коротченко Д.С., первый заместитель Председателя Совета Министров УССР Гречуха М.С., Секретарь Президиума Верховного Совета УССР Нижник В.Е.

На заседании Президиума присутствовали также первый заместитель председателя исполкома Крымского областного совета депутатов трудящихся тов. Ляпин, председатель исполкома Симферопольского городского совета Катков Н.Н. и председатель Севастопольского городского совета Сосницкий С.В.

Выступавшие отмечали общность экономического развития, территориальную близость и крепнущие хозяйственные и культурные связи между УССР и Крымской областью. Итогом обсуждения стало единогласное одобрение Указа «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». 27 февраля пресса опубликовала решение Президиума ВС СССР, но окончательное юридическое оформление произошло позже, в апреле 1954 г. В соответствии с существующим законодательством, решение о смене существующих границ между республиками по их согласию мог одобрить только Верховный Совет СССР.

26 апреля 1954 г. был издан закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Данный закон юридически закрепил Крымскую область в составе УССР и внёс изменения в статьи 22 и 23 конституции СССР.

В целом же практика передачи территорий из состава одних областей, в состав других в рамках одной республики уже существовала и была отработана, никаких референдумов в данном случае так же не проводилось. Так 12 февраля 1954 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета Украинской ССР о включении в состав Черкасской области Чигиринского района Кировоградской области. Решение о передаче Крымской области в целом соответствовало данной схеме, но было проведено не на республиканском, а на общесоюзном уровне.

Здесь будет разумным остановится на критике данных законодательных актов, осуществляемой начиная с 1990 г. различными российскими и пророссийскими историками, политиками и общественными деятелями. В частности можно услышать точку зрения, сводящуюся к следующему: «Высший орган государственной власти РСФСР мог осуществлять лишь права, предусмотренные ст.13 и 19 Конституции, да и то не в полном объёме. Между тем правовая норма о том, что территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР, содержалась в ст.16 Конституции, а значит находилась вне сферы прав не только Президиума, но и самого Верховного Совета РСФСР. Отсюда следует, что никакие органы государственной власти РСФСР не наделялись правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на её изменение. Поскольку пункт «д» ст.14 Конституции Союза ССР относил к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления утверждение изменений границ между союзными республиками, а Конституция РСФСР не наделяла никакие органы государства правом решать этот вопрос, то, по всей видимости, существовал некий конституционный пробел. Единственным способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории был референдум. И пункт «г» ст.33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом производить всенародный опрос (референдум). В 1954 г. этого сделано не было. Таким образом, можно говорить о том, что акты 1954 г. о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР были приняты органами государственной власти РСФСР, не правомочными решать такого рода вопросы, т.е. с нарушением действовавшего законодательства. А значит, данные акты не имеют юридической силы с момента их принятия».

К сожалению, российские коллеги вспоминают о законности и порядке соблюдения процедуры лишь в ситуациях, когда у них забирают часть территории. Когда же Россия включает в свой состав чьи-то земли, про законность их присоединения в самой России почему-то не спорят. Здесь автор считает уместным напомнить, что по отработанной в 1954-м г. на Крыме процедуре, в 1956 г. РСФСР приросла территорией, образовавшейся в следствии ликвидации целой союзной республики, а именно Карело-Финской ССР. При ликвидации республики не проводился референдум, сам же механизм сильно напоминал передачу Крыма в состав УССР. Закон ВС СССР от 16.07.1956 гласил:

«Принимая во внимание пожелания трудящихся Карело-Финской ССР, учитывая национальный состав населения, общность экономики, тесные хозяйственные и культурные связи Карело-Финской Республики с РСФСР, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Статья 1. Удовлетворить просьбу Верховного Совета Карело-Финской ССР о преобразовании Карело-Финской Советской Социалистической Республики в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Статья 2. Утвердить представления Верховного Совета Карело-Финской ССР и Президиума Верховного Совета РСФСР и включить Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».

По состоянию на сегодняшний день данная территория остаётся в составе Российской Федерации и можно быть уверенным, что любая попытка пересмотра закона Верховного Совета то 16 июля 1956 г. будет трактоваться как покушение на территориальную целостность РФ.

Отдельная часть критики по «Крымскому вопросу» посвящена передаче города Севастополь в состав УССР. Звучит эта критика так: «Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 г., как уже говорилось, до настоящего времени не был ни изменен, ни отменен. Российская Федерация, осуществляя преемственность по отношению к РСФСР, вправе осуществлять государственный суверенитет над городом Севастополем. В связи с этим все односторонние акты Украинской ССР, а затем и Украины о нахождении Севастополя под украинской юрисдикцией не могут быть признаны правомерными. Следует еще раз подчеркнуть, что государственный суверенитет России над городом Севастополем никогда и никому не передавался. Фактический суверенитет Украины над Севастополем – пример того, как одно беззаконие, в данном случае состоявшееся в 1954 г., порождает другое не менее вопиющее беззаконие».

Здесь же мы сталкиваемся уже с откровенной ложью, которой не брезгуют пользоваться как российские и пророссийские политики, так и учёные. Разобраться же в вопросе, был ли Севастополь передан из состава РСФСР в состав УССР не сложно, следует лишь провести небольшой анализ документов и прессы тех лет, находящихся сейчас в Государственном архиве в АРК.

Прежде всего следует заметить, что после выделения Севастополя в 1948 г. в отдельную административно-хозяйственную единицу и придания городу республиканского статуса, его финансирование шло напрямую из столицы той союзной республики, которой он подчинялся. В 1948 году это была Москва. Однако это не значит, что город приобретал самостоятельный административно-территориальный статус. По многим аспектам Севастополь продолжал зависеть и одновременно влиять на жизнь в Крымской области. Так от Севастополя выбирались народные заседатели в Крымский областной суд, в сессиях Крымского областного Совета принимали участие депутаты от Севастополя. Так, в 1953 г. депутат от Севастополя Никорин возглавил комиссию Крымского областного Совета по вопросам культурно-просветительской деятельности. А в 1953 г., на первой сессии третьего созыва Крымского областного Совета, заместителем председателя исполкома Крымского областного Совета был избран депутат Пономаренко от Сталинского избирательного округа №110 города Севастополь.

Передача Крымской области в состав УССР повлекла за собой и смену подчинения Севастополя, теперь город подчинялся Киеву и финансировался из бюджета УССР, однако как и раньше был связан с Крымским областным Советом. Ни один вопрос в Севастополе не решался через голову Крымской обладминистрации и требовал согласования с последней. Экономика Севастополя так же была связана с экономикой Крымской области и влияла на ее показатели, о чем свидетельствует статистический справочник «Народное хозяйство Крымской области» изданный в 1957 г., где присутствует город Севастополь и его показатели суммируются с общими поазателями по Крымской области.

Следует отметить и такой интерсный факт, что 17 октября 1954 г. в Севастополе проходило торжественное мероприятие, посвященное 100-летию героической обороны города в период Крымской войны. Деньги для торжественной части, в размере 100 000 рублей были выделены из бюджета УССР, руководство УССР выстпило с предложением о награждении города боевым орденом. На празднике присутствовали первый секретарь ЦК КП Украины Кириченко, первый заместитель председателя Совета Министров УССР Сенин, первый секретарь Крымского обкома КПУ Полянский, и председатель Крымского облисполкома Кузьменко. После окончания митинга прозвучал гимн УССР.

Отдельного решения по передаче Севастполя в состав УССР нет, равно как нет и отдельного решения по передаче в состав УССР Симферополя, Керчи, Алушты и любого другого города Крыма, так как такое решение будет просто не нужным и избыточным. В результате издания закона от 26 апреля 1954 г. вся Крымская область в составе всех своих территорий передавалась из состава РСФСР в состав УССР. Не возникало вопросов о принадлежности Крыма и после отстранения Н.С. Хрщева от власти. Новая «брежневская» конституция 1978 г. так же закрепила Крымскую область и город Севастополь за УССР.

Передача Крымской области в состав УССР способствовала экономическому подъему региона. Финансовые вливания за три года, с 1953-го по 1956-й, увеличились на 227 миллионов рублей и составили 3 миллиарда рублей. Объем производства вырос за этот же период на 36%, в том числе на предприятиях тяжелой промышленности на 52%. Выросли показатели в сельском хозяйстве за указанный период. Прирос удой молока на 69%, мяса на 42% и тд. В 1963 г. первый секретарь КП Украины отмечал, что за десять лет выпуск валовой продукции области вырос в 3,4 раза.

В 1955 г. в Симфрополе начались подготовительные работы по строительству ГРЭС. Здание электростанции было спроектировано Киевским отделением «Теплоэлектропроект» Министерства электростанций СССР. Подземная часть была изготовлена Запорожским заводом «Стройдеталь», наземная часть Кураховским заводом стройматериалов. 30 декабря 1958 г. Симферопольская тепловая электрическая станция дала первый ток.

В октябре 1958 г. из Керчи вышли в плавание суда промыслового флота первой Украинской Южно-Атлантической экспедиции в Атлантический океан.

В 1961 г. началось строительство Северо-Крымского водоканала. Первая вода пошла по каналу уже в 1963 г. Северо-Крымский канал строили в три очереди — с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Эта артерия снабжала северный и восточный Крым водой, без которой невозможно вести сельское хозяйство во многих засушливых степных районах полуострова, обеспечивая таким образом около 80 % потребности Крыма в воде [16].

В 1972-м и 1974-м годах с было построено две электролинии по 330 квт, снабжающие Крым электроэнергией, кроме них, еще в 1965 г. одна электролиния была проведена на подстанцию к заводу «Титан» в Крыму. Крым на 85% обеспечивается электричеством с материковой Украины.

Проведя анализ послевоенной ситуации в Крыму, можно сделать вывод, что передача Крымской области в состав УССР была обусловлена прежде всего плачевным положением в экономике и особенно сельском хозяйстве области. Развитие промышленности и сельского хозяйства в северном и восточном Крыму было напрямую связано с поставками воды и электричества, которые могли быть осуществлены только с материка, а значит из Украины. Кроме того, Крым требовал рабочих рук, знакомых с климатом этого региона, что опять же связывало Крым с Украиной. Передача Крымской области происходило в полном соответствии с законами СССР и была не единственной в своем роде. По такому же принципу области менялись районами, а целые союзные республики (Карело-Финская ССР) ликвидировались. После отстранения Н.С. Хрущева от власти ни один из его преемников не поднимал вопрос о возврате Крыма в состав РСФСР, а принадлежность Крымской области и Севастополя к УССР была закреплена в конституции УССР в 1978 г.