Диалектика: ее сущность и основные исторические формы. Понятие закона. Категории «закон и хаос».

Діалектика є те, що спирається на категорію руху, протилежності, розвитку. Категорії, які пов’язані з принципом детермінізму: «причинність», «закономірність»

Діалектика – це певна концепція буття, це особлива традиція осмислення буття (ще з античн.) – опис і розуміння світу, яке потребує усвідомлення і аналізу 3-х основних рис світу:

Теза про плинність буття, нічого немає незмінного.

Антитези (антиномії) Категорії, які визначають полярність тези буття: єдине і множинне, рух і спокій.

Не просто плинність, а передбачається особлива форма мінливості – розвиток (особлива форма світу).

Основні історичні форми розвитку діалектики:

З часів Античності *Геракліт - теза про протилежності. * Платон – рух і спокій органічно зумовлюють один одного. Тотожне і відмінне. * Сократ – мислення, пошук істини, концепція, яка направлена на співставлення протилежних думок, їх уточнення. * Кант. Антиномії. 1)Однаково правомірно припустити, що світ кінечний і безкінечний в просторі і часі. 2)Матерія кінечна і неподільна і складається з окремих частин.

* Гегель. Маркс прийняв Гегелівську діалектику, але виступав проти її містифікації.

Негегелівські форми діалектики – 20 ст. – екзистенціалізм, герменевтика, комунікативна філософія (стос не природи, а Л, історії).

Закон і хаос.

З одного боку категорія Закону може розглядатися як категорія детермінізму, але антиномія «закон – хаос» не розглядається діалектикою.

Античн. «Хаос – щось невизначене, позбавлене будь-якої організованості, закономірності.

В Новий час формується поняття Закону. Шопенгауер, Ніцше, Кьеркегор – знову вводять поняття Хаосу.

Сьогодні обидві категорії потрібні для пояснення світу.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания спиральная форма развития. для Д. характерно формирование _парных категорий_, отражающих "полярные"стороны целостных явлений, процессов.

Исторические формы: диалектика античных философов, метафизическая философия 17-18вв, идеалистическая диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика Маркса. Категории "закон" и "хаос" это относительно новые категории, пришедшие в философию из математики и физики. При этом их значение расширилось и обобщилось.

Закон является отношением между сущностями в противовес несущественному миру. Закон – это способ функционирования сущности, хаос – явлений. Однако в истинном глубоком смысле закон не есть сущее непосредственно. Закон и его проявления в хаосе разнообразных явлений не совпадают. Закон и хаос взаимно полагают и отрицают, взаимно определяют друг друга, содержат друг друга в себе как свою противоположность, выступают один по отношению к другому как мера.

Всякий закон складывается на основе существенных предпосылок. Закон выражает постоянство, устойчивость существенных отношений во всех сферах действительности, повторение устойчивых определений сущности. Изменение внешних неустойчивых проявлений не изменяет природы закона. Хаос, беспорядок означают, что данные вещи и их сущность детерминированы в разных отношениях и различными факторами. При разрушении сущности закон приобретает неопределённость и постепенно переходит в хаос. То, что каждая вещь имеет свои единичные, неповторимые, разнообразные определения, есть выражение беспорядка. Хаос предстаёт как неограниченное разнообразие.

Синергетика - нелинейность, принцип обратной связи.