Дыхание растений.

Цель: показать, что растения дышат через листья.

Материал: небольшое растение с крупными листьями.

Ход: На занятие к детям приходят два мышонка - Нолик и Вася. Они спорят - дышит растение или нет. Вася говорит, что не дышит, потому, что у растения нечем дышать - у него же нет носа. А Нолик говорит, что дышит, только этого не видно. Взрослый (экспериментатор) предлагает детям рассудить, кто из мышат прав. Детям задается вопрос - как можно разрешить возникшую проблему? Дети выдвигают предположения, подводится итог - нужно провести опыт. Детям задают вопрос - А чем дышат люди? Дети отвечают - Воздухом.

- А чем дышат животные? - тоже воздухом. Выдвигается предположение, что и растения дышат воздухом. А чтобы проверить правильно ли это, Нолик предлагает смазать листья растения волшебной мазью - вазелином. Вместе с детьми экспериментатор, Нолик и Вася смазывают осторожно вазелином обе стороны листьев растения. Детям предлагается сделать зарисовки того, что они сделали.

Во второй половине дня проводится наблюдение ~ Что изменилось? Почему растение завяло?

Совместно с детьми делается вывод - растение завяло потому, что ему нечем дышать. Дети зарисовывают растение, те изменения, которые с ним произошли. Экспериментатор отмечает, что для того, чтобы растение совсем не погибло необходимо удалить вазелин с листьев. Дети удаляют осторожно пленку, обсуждают, через какое время с растением произойдут изменения, зарисовывают то, что они нового увидели.

Через некоторое время снова проводится наблюдение за растением. Фиксируются все произошедшие изменения.