Опыт «Ознакомление с воздухом».
Цель: познакомить детей со способами обнаружения воздуха; показать, что воздух есть не только в окружающем нас пространстве, но и в воде, губке, земле, всюду. Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
Методические приемы: игровая ситуация, вопросы детям, анализ, показ, практическая деятельность детей.
Материал: аквариум (у воспитателя), тазики с водой (у детей), стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочек губки, кусочек кирпича, горсть земли.
Предварительная работа: беседа с детьми о том, что нас всюду окружают воздуха, рассматривание иллюстраций, работа с книгой «Почемучка», опытническая деятельность с целлофановым пакетом, шариком, со стаканом.
Словарная работа: воздух, пузырьки, земля, воздух выходит, воздух невидим, ощущаем, чувствуем.
Ход занятия: Дети находятся в групповой комнате. Появляется поросенок Фунтик с воздушным шариком в руке: «А вот и я!»
Дети: Здравствуй, Фунтик!
Фунтик: Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам не с пустыми руками, а принес в подарок воздушный шарик.
Вдруг шарик поднимается вверх и со свистом сдувается. Фунтик: Ой, ой, ой! Спасайся кто может! Воспитатель: Что случилось, что ты так расшумелся? Фунтик: Неужели вы не слышите ужасный свист? Воспитатель: Вот чудак! Ребята, объясните, пожалуйста, что произошло.
Дети: (ловят шарик) Когда мы надуваем шарик, то заполняем его воздухом. Если шарик сдувается, значит воздух из него выходит .
Фунтик: Что еще за воздух. Что-то я его не вижу!
Дети: Воздух мы не видим, но он окружает нас всюду.
Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух невидим. Но, если вам стало жарко, взмахните рукой у лица. И какое при этом возникает ощущение?
Ответы детей: ...
Воспитатель: А теперь у вас озябли ладошки. Как вы их согреете, что чувствуете при этом? Ответы детей: ...
Воспитатель: Если подуть на руку, как будто сдуваем пушинку, то при этом, что ощущаете?
Ответы детей: ... (в ответах принимает участие и поросенок) .
Воспитатель: Все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки. Хотя воздух и не виден, но мы можем его, что...?
Дети: Ощущать, чувствовать.
Фунтик: Все очень интересно. Но мне не понятно, почему воздух находится всюду?
Воспитатель: Это мы можем показать из опытов. Я думаю, что ребята мне помогут?
Детям предлагается взять соломку и стакан с водой. Один конец соломки опустить в стакан, другой конец взять в рот и осторожно подуть.
Воспитатель: Ребята, что вы наблюдаете?
Дети: В воде образуются пузырьки воздуха.
Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем воздух и он в воде виден в виде пузырьков. Посмотрите внимательно в тазике с водой, что вы видите у стенок?
Дети: Мы видим пузырьки. В воде есть воздух.
Фунтик: А где еще есть воздух?
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет следующий
опыт.
Детям предлагается взять губку и рассмотреть ее. Внимание акцентируется на том, что в губке есть отверстия - "дырочки". Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в этих дырочках? Дети: В них воздух.
Воспитатель: Да, действительно, в отверстиях есть воздух. Как вы думаете, что случится, если губку погрузить в воду?
Дети: Воздух из дырочек начнет выходить, в воде появятся пузырьки.
Фунтик: Надо проверить.
Производится проверка: губку погружают в воду, при этом выделяются пузырьки воздуха.
Поросенок: А в земле есть воздух?
Воспитатель: И это можно проверить. Ребята, какой следует провести опыт?
Дети предлагают: ...
Производится проверка: бросают в воду комок земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод.
Воспитатель: Ребята, Фунтик заметил и в этом случае пузырьки. Значит следует вывод.
Дети: В земле есть воздух.
Точно также определяется наличие воздуха в кирпиче.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите мне, пожалуйста, для чего мы проводили опыты?
Дети: Чтобы убедиться и показать поросенку, что воздух есть всюду.
Воспитатель: Правильно. Воздух есть и в комнате, и в целлофановом мешочке, в резиновом шарике, в .воде, земле. Он всюду вокруг нас.
Фунтик: Ребята я вижу все знают. А вот знают ли наши гости...?
Воспитатель: Мы сейчас проверим. Ребята загадают загадку, а вы попробуйте отгадать.
Дети: Можно ли сделать так, чтобы кораблик опустился на дно, но при этом чтобы флажок не замок?
Для этого дети на воду опускают кораблик с флажком, он плавает.
Ответ: Накрыть корабль стаканом и опустить его на дно тазика. Флажок, когда его опустили был в стакане, в вода в стакан не идет, там воздух. А раз воды нет, она намочить флажок не может.
Воспитатель: Гости тоже молодцы. И мы всегда им рады.
Фунтик: Теперь и я знаю, что воздух всюду окружает нас.
Воспитатель: Мы с ребятами, чтобы закрепить полученные знания, организовали выставку воздушных шаров. И сейчас гостей и тебя Фунтик приглашаем поближе рассмотреть ее.