Учреждения для детей-инвалидов: реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями

Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую, психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии от рождения и до 16 лет.

Центр разрабатывает специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В структуре центра

1. Отдел разработки программ социальной реабилитации.

2. Медико-реабилитационный отдел.

3. Отдел психолого-педагогической помощи.

4. Отделение дневного пребывания.

5. Стационарное отделение.

6. Социально-реабилитационный отдел

7. Отдел правовой защиты

8. Летний стационар-лагерь «Лесной».

Рассмотрим опыт деятельности отделений центра.

Отделение диагностики семей и разработки программ социальной реабилитации обеспечивает разработку индивидуальных программ реабилитации, своевременное внесение в нее корректив. Специалисты отдела фактически являются социальными кураторами семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Проблемы, возникающие в семье: медицинские, психологические, юридические, и т.д., решаются работниками отдела с привлечением специалистов из других подразделений центра.

Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическую связь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования.

Социальная работа включает в себя следующие мероприятия:

• выявление семейных потребностей и ресурсов;

• координация диагностического обследования;

• информирование семей о доступных источниках поддержки;

• координация и мониторинг оказываемых услуг.

Отделение обслуживает около 2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями города Саратова.

Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.

Метод коррекции с помощью ЛК "Адели" - ДИПРОКОР (метод динамической проприоцептивной коррекции) предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году совместно с фирмой "Аюрведа" и успешно используется на базе 18 больницы г. Москвы.

Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на анти гравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК "Адели", направленно корригируя этим афферентный поток импульсов, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Выраженность положительного эффекта ЛК "Адели" зависит от степени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), наличия патологических синергии и мотивации к становлению движений. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут.

Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости). Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.

Наряду с реабилитацией больных с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата ОРЦ занимается восстановительным лечением больных с бронхолегочной патологией.

К методам реабилитации таких больных можно отнести прерывистую нормобарическую гипокситерапию. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия – это один из новых не медикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.

Дыхание воздухом с пониженным содержанием кислорода является мощным фактором, повышающим сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей Среды. При дыхании газовыми смесями, в состав которых входит 10 и менее процентов кислорода, существенно повышается радиорезистентность. При гипокситерапии раскрываются резервные капилляры, происходит выброс в кровяное русло ранее депонированных эритроцитов, увеличивается объем циркулирующей крови, минутный объем кровообращения. Происходит централизация кровообращения, при котором жизненно важные органы (мозг, сердце, почки) имеют преимущество в кровообращении за счет других органов и тканей.

Галотерапия применяется для лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующими и затяжными заболеваниями органов дыхания, заболеваниями ЛОР-органов; с целью профилактики заболеваний органов дыхания у лиц с факторами риска. Галотерапия улучшает дренажную функцию бронхов, способствует уменьшению воспалительной реакции слизистой верхних и нижних дыхательных путей и элиминации патогенных микроорганизмов, повышению общей неспецифической и иммунологической реактивности организма. Благодаря действию сухого аэрозоля хлорида натрия, в процессе галотерапии отмечается положительная динамика симптомов, свидетельствующих об улучшении дренажной функции дыхательных путей: облегчается отделение мокроты, снижается ее вязкость, облегчается кашель, изменяется аускультативная картина в легких.

Медицинская реабилитация проводится в стационарном отделении Центра, располагающим 35 кроватями. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.

Структура психолого-педагогический отдела представлена:

• круглосуточным стационаром (40 мест);

• дневным отделением (75 мест).

Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.

Основная задача: оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения умственного или физического развития.

Направления работы:

1. Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической реабилитации и реабилитации детей-инвалидов в отделениях ОРЦ.

2. Организация образовательно-реабилитационного процесса с целью реализации специальных программ по сенсорному, физическому, умственному, эстетическому, нравственному и трудовому воспитанию детей.

3. Моделирование инновационных и применение адаптированных коррекционно-развивающих программ (включая реабилитацию с использованием компьютерных программ), направленных на обучение, воспитание и социальную адаптацию детей с сохранным интеллектом, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, выраженными речевыми дефектами.

Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.

Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной» и разработку методических пособий для вожатых и воспитателей.

На стадионе "Локомотив" проводятся спортивно-оздоровительные индивидуальные и групповые занятия по специальным комплексам, разработанным с учетом заболевания ребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия дают не только физическое развитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимое каждому ребенку. На базе отделения "Локомотив" проводятся праздники и выезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и их родителей.

Дети, имеющие диагноз ДЦП, участвуют в многокилометровых пробегах и других соревнованиях ("веселые старты", дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулевая стрельба, плавание и т.д.), что также способствует процессу социализации и росту личности ребенка-инвалида.

Летний реабилитационный лагерь "Лесной" является структурной единицей Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, в лагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых семей Саратовской области. В четыре смены проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.

Реабилитационный лагерь "Лесной" по своей сущности является медико-социально-педагогическим комплексом, который работает по трем основным направлениям: медицинскому; психологическому; социально-педагогическому.

Оздоровление невозможно без создания соответствующего климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей. Таким образом, в лагере осуществляется лечебно-профилактическая, учебно-познавательная, трудовая, игротерапевтическая и социокультурная деятельность. Каждая смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры.

Услуги, оказываемые центром детям с ограниченными возможностями

1. Диагностика психофизиологического развития детей и выявление психофизиологических особенностей развития детей.

2. Определение реальных возможностей и реабилитационного потенциала.

Проведение социологических исследований по изучению семейных потребностей и ресурсов.

3. Медицинское обслуживание детей-инвалидов. Оказание квалифицированной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации.

Консультирование детей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкого комплекса лечебных процедур (ЛФК, массаж, ФТО и др.). Бесплатное медикаментозное лечение.

4. Патронажное обслуживание детей-инвалидов на дому.

5. Социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов.

6. Социальный патронаж, включающий в себя социальную диагностику, первичное консультирование по юридическим вопросам.

7. Помощь в обучении на дому детей с тяжелой степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организация досуга детей и их семей.

8. Психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей осуществляется посредством:

• психодиагностики детей и их родителей, психотерапии и психокоррекции с использованием современных психотехнологий;

• адаптации поведения в условиях групповой работы (тренинги);

• разработки индивидуальных реабилитационных программ для продолжения психологической реабилитации в домашних условиях;

• проведения обучающих семинаров для родителей с целью повышения их психологической компетентности;

• консультирования родителей, дети которых проходят курс реабилитации в стационарном отделении Центра.

Предоставляются консультации (для школьных психологов и социальных педагогов, специалистов различных социальных институтов, занимающихся проблемами нетипичных детей) по вопросам: правового характера и оказания помощи в составлении документов; психологической и социальной реабилитации детей-инвалидов; выбора профессии; организации компьютерного обучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

Организациям, сотрудничающим с центром, предоставляются сведения о новых социальных технологиях и программах реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказывается содействие в повышении квалификации и в разработке методик социальной поддержки детей-инвалидов.

Наряду с указанными услугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в котором содержится информация о школах и детских дошкольных учреждениях, где осуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов;

об учебных заведениях, в которых проводится профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов; о действующей нормативной системе социальной защиты детей-инвалидов.

Новосибирский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Центр

Образован 27 декабря 1993 года с целью реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет, имеющих психоневрологические заболевания (органическое поражение ЦНС, наследственная патология, хромосомные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, последствия нейроинфекции, детский церебральный паралич, прогрессирующие нервно-мышечные и другие заболевания. А также для оказания квалифицированной социально-медицинской, психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, в которых дети воспитываются.

Перед центром поставлены задачи:

1) выявление в Новосибирской области детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание банка данных;

2) оказание стационарной, амбулаторной и патронажной помощи детям, их семьям;

3) формирование у детей-инвалидов максимально возможной ранней социальной адаптации и позитивного отношения к обучению, труду, семье, обществу;

4) освоение и внедрение социальных технологий по работе с детьми-инвалидами и их семьями;

5) оказание консультативной помощи территориальным центрам социального обслуживания населения области в организации реабилитационной работы с детьми-инвалидами; семье и ребенку с ограниченными возможностями.

Центр состоит из следующих отделений:

• организационно-методического;

• психолого-педагогического;

• социально-медицинского;

• дневного пребывания;

• стационарного.

Ежегодно через Центр проходит 370-380 детей, которым оказывается около 46000 социальных услуг и 350 консультаций по социальным вопросам.

Сотрудниками Центра разработаны и внедрены индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, собственные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями, авторские коррекционные программы, получившие положительные рецензии специалистов кафедры психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Опыт работы учреждения обобщен и издан в 3-х брошюрах. Создан банк данных, насчитывающий анкеты 1600 детей-инвалидов. В каникулярное время работают санаторные группы для детей-инвалидов из наиболее отдаленных районов области. Вне зависимости от тяжести основного заболевания, все дети после пребывания в Центре получают навыки самообслуживания, умения ориентироваться в окружающей обстановке.

При поддержке Центра в 13 территориальных центрах социального обслуживания населения области организована реабилитационная работа среди детей-инвалидов и членов их семей.

В Центре проводятся Всероссийские, региональные семинары, конференции по актуальным проблемам реабилитации детей-инвалидов. С 1996 г. Центр имеет и ежегодно подтверждает статус опорно-экспериментального учреждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки

Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромное степени зависит то семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитания. В связи с этим в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки проводится целенаправленная работа с родителями, в первую очередь с матерями больного ребенка. Вся работа строится по двум направлениям:

1. Изучение позиций и личностных особенностей матерей воспитывающих ребенка-инвалида, и составление программы помощи матерям. 2. Активное включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.

Эта работа включает обследование внутреннего состояния матери, выявление наиболее трудных, в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

Для успешной реабилитации ребенка-инвалида необходима полная и всесторонняя реабилитация всей его семьи. Начальным этапом является психологический анализ матерей, их позиции в воспитании малыша и разработка на этой основе программы помощи матерям с указанием конкретных рекомендаций. Для этого специально разработана анкета. В ней рассматриваются позиции, занимаемые матерями в отношении возможностей ребенка, его взаимоотношений с взрослыми и детьми, в случае семейного конфликта, при выборе наказаний или поощрений, прогнозирования профессионального будущего.

Согласно наблюдениям, воспитание неблагоприятно сказывается на детях в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

На основе наблюдения за поведением матерей, бесед с ними, их отношения к дефекту ребенка создается программа помощи матери. Специалисты пытаются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией; выслушать и поддержать мам с повышенной тревожностью убедить их в том, что к будущей, взрослой жизни ребенка можно подготовить; советуют матерям с мужественными чертами лично проявлять «немножко больше терпения, мягкости, выдержки», стремятся завоевать их в союзники.

Мать больного ребенка испытывает чувство вины, которое может быть очень сильным и разрушительным, мешающим жить полной жизнью. Сдерживать чувство вины нельзя, т.к. это может привести к ухудшению положения. В лице социального работника мать должна найти понимающего и сочувствующего слушателя. Освободившись от чувства вины, человек приходит к новому пониманию ситуации и более конструктивному решению проблемы. Родители должны знать об особенностях болезни их ребенка, возможных перспективах развития, методах воспитания.

В Центре специалисты ведут большую работу. К услугам родителей консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые тренинги. Родители, общаясь с ними, перестают воспринимать своего ребенка как больного. На занятиях с родителями происходит анализ обстановки в семье и ее окружении, выявляются проблемы и оказывается помощь в их решении.

С первого появления матери с ребенком в Центре реабилитации к ней проявляется уважение за то, что она - мать. Любой ребенок для сотрудников Центра - хороший, умный, любимый. Мать, чувствуя доброе отношение к своему ребенку и себе, оттаивает, начинает понимать, что можно радоваться жизни и с больным ребенком. Главное они перестают стыдиться своего ребенка, а начинают испытывать гордость по поводу даже небольших успехов своего сына или дочери.

Большое реабилитирующее значение для матерей имеют клубы по интересам, работающие в Центре. Они позволяют матерям уйти он одиночества, в котором они часто оказываются после рождения ребенка-инвалида. На занятиях клуба, встречаясь, друг с другом, матери могут не только выговориться, излить свою душу, но и перенять опыт воспитания ребенка с отклонениями. Центром проводятся различные поездки для семей с детьми-инвалидами. Расширяется круг знакомых, после поездок семьи начинают дружить друг с другом. Матери начинают понимать, что многого можно достичь, работая вместе, помогая, друг другу. Создают группы взаимоподдержки.