Дисциплина «Правоохранительные органы» ОПД.Ф.23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По учебной дисциплине

«Правоохранительные органы»

Специальность 030501.65

«Юриспруденция»

 

 

Утвержден на заседании Методического совета

Протокол № 3 от 26 октября 2010 г.

 

 

Заведующий кафедрой ______________________ Ю.С. Бадальянц

 

Согласовано:

Руководитель УМНИУ _________________________ С.В. Анохина

 

 

Рязань, 2010 г.

Автор – составитель – к.ю.н. В.В. Фомин

 

Правоохранительные органы. Учебно-методический комплекс / Сост. В.В. Фомин – Рязань.: Филиал ЧОУ ВО «МУ имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, 2010. – С. 92

 

 

Учебно-методический комплекс подготовлен с учетом современных материалов и предназначен для всех форм обучения с учетом специфики образовательного учреждения.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Организационно-методический раздел………………………..……………..4

I.I. Место курса в профессиональной подготовке выпускника……………….5

II. Программа учебной дисциплины «Правоохранительные органы»…….8-20

II.I. Учебно-тематический план …………………………………………………8

II.II.Содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» …...11

II.III.Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины………16

II.IV.Планы семинарских занятий……………………………………..………17

III. Рейтинг…………………………………………………….…………….......21

III.I. Методические рекомендации по использованию рейтинговой

системы учёта и оценки успеваемости студентов

III.II. Перечень тем контрольной работы рейтинга………………...................22

Ш.III. Тестовые задания для самоконтроля……………………………………25

IV. Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения ..37

V. Словарь терминов (глоссарий)……………………………………...............38

V. Вопросы для подготовки к итоговому контролю………………………….43

VI. Литература (основная, дополнительная) ………………………………….45

VII.Методические рекомендации по самостоятельной

работе студентов ………………………………………………………………...47

VIII. Основные выводы и теоретические положения по дисциплине………..48


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

дисциплина «Правоохранительные органы» ОПД.Ф.23

Основные понятия, предмет и система дисциплины, законо­дательство и иные правовые акты о правоохранительных орга­нах; взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; право­судие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и иные арбитраж­ные органы; Конституционный Суд Российской Федерации; статус судей, народных заседателей и присяжных; основные этапы раз­вития российской судебной системы; организационное обеспече­ние деятельности судов и органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным де­лам, их организация.

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» позволит студентам достичь следующих целей: усвоить порядок образования, устройство и систему правоохранительных органов; ознакомиться в первом приближении с такими отраслями права как уголовное, гражданское, административное, а также криминалистика, криминология, уголовный процесс, гражданское процессуальное право.

Учитывая естественный процесс «непоспевания» или «отставания» содержания текста учебников за текущим законодательством, студентам рекомендуется обращаться непосредственно к нормативным правовым актам, не только перечисленным в учебно-методических материалах, но и не указанным в них в силу фактора времени. Это будет способствовать выработке индивидуального, творческого подхода, направленного на успешное освоение предложенной программы курса, а также профессиональное осмысливание процессов происходящих во всех сферах российского общества.

При изучении отдельных тем необходимо четко уяснить, что данный курс является вводным к изучению ряда других юридических дисциплин. Он имеет свой предмет и свою систему. Его предмет принято рассматривать в широком и узком (непосредственном) смыслах. Данный учебный курс имеет свою систему, представляющую определенную, логически завершенную и стройную последовательность изучения вопросов (тем) курса. Каждый из них посвящен изучению правовых и организационных основ функционирования правоохранительных органов конкретных видов.

Место данного курса среди других юридических дисциплин определяется его вводным характером. Он дает исходные сведения об органах и организациях, без которых нельзя глубоко и всесторонне уяснить деятельность правоохранительных структур государства, которая является предметом изучения других юридических дисциплин.

Кроме того, изучение этого курса предполагает необходимость ознакомления с основными понятиями, без знания которых также весьма затруднительно успешное изучение других юридических дисциплин. В этой связи, необходимо уяснить, что понимается под выражением «правоохранительная деятельность», какими существенными признаками, позволяющими выделить ее в особый вид государственной деятельности, она обладает. Особое внимание следует обратить на такие направления правоохранительной деятельности, как «правосудие», «прокурорский надзор», «протест», «представление», «судопроизводство», «предварительное расследование», «надзорная инстанция», «апелляционная инстанция», «нотариальные действия», «юридическая помощь» и другие.

Студентам следует знать сущность понятия «правоохранительный орган», а именно: что под этим выражением принято понимать; какими чертами он должен обладать, чтобы его можно было называть таковым; какие виды правоохранительных органов созданы и действуют в настоящее время в Российской Федерации; почему с изменением задач, решаемых государством, изменяется не только система правоохранительных органов, но и принципы организации их деятельности.

Как наука и учебная дисциплина «Правоохранительные органы» сочетает в себе элементы многих отраслей знаний, в том числе: теории государства и права, конституционного (государственного) права, административного, муниципального, трудового, гражданского, финансового права, уголовного права и процесса.

В то же время учебная дисциплина «Правоохранительные органы», тесно связанная с другими юридическими дисциплинами, имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов государственной власти.



in/footer.php"; ?>