Тема 2. Совершенствование практического мышления
1. Виды практического мышления, которые необходимо развивать у старшеклассников.
2. Пути формирования предприимчивости у подростков.
3. Средства развития экономности и расчетливости в старшем школьном возрасте.
4. Обучение умению быстро и оперативно решать практические задачи.
Тема 3. Профессионализация трудовых умений и навыков
1. Подростковый и ранний юношеский возраст как сензитивные периоды для развития базовых профессиональных, умений и навыков.
2. Роль и место общения в развитии детей среднего и старшего школьного возраста.
3. Пути совершенствования трудовых умений и навыков у подростков.
Тема 4. Развитие общих и специальных способностей
1. Принципы развития общих и специальных способностей в подростковом и раннем юношеском возрасте.
2. Мотивация профессионально ориентированного учения старшеклассников,
3. Проблема адекватной учебной загруженности старших школьников.
Темы для рефератов
1. Основные направления интеллектуального развития школьников в средних и старших классах.
2. Виды и особенности практического мышления старшеклассников.
3. Формирование общих и специальных, профессионально ориентированных способностей у старшеклассников.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психолого-педагогические средства ускоренного интеллектуального развития старшеклассников.
2. Пути формирования практического мышления у старшеклассников.
3. Психолого-педагогические основы организации труда подростков и юношей.
4. Психологические основы профессиональной ориентации старшеклассников.
Литература
I
Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976.
(Обучение старшеклассников: 16—30, 44—54.)
Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981.
(Специфика решения проблемы старшеклассниками: 140—144.)
Мир детства: подросток.— М., 1989. (Подросток в учении: 173—224.)
Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.— М., 1991.
(Когнитивное развитие (формальное мышление, интеллектуальные способности): 86-99.)
Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987.
(Подростковый возраст: 122—133.)
II
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М., 1971.
(Средний школьный возраст: 162—182. Старший школьный возраст: 182—220.)
Маркова А.К. Психология обучения подростка.— М., 1975.
(Отношение подростка к школе и учению: 3—16. Резервы познавательных возможностей в среднем школьной возрасте: 16—26.)
Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981.
(Развитие мышления в подростковом возрасте: 104—109.)
Развитие логической памяти у детей.—М., 1976.
(Обучение запоминанию школьников: 72—186.)
Р а з д е л 5.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ