Модель Кано
Модель Кано является инструментом анализа объекта исследования, позволяющим осуществлять разработку или совершенствование новых товаров и услуг с целью повышения удовлетворенности потребителей.
Реализация данного метода предполагает выполнение следующих этапов.
Этап 1. Описать основные технические характеристики или элементы объекта исследования. Например, вес, размер, диапазон рабочих частот, мощность, производительность, точность и т.д.
Этап 2. По каждой описанной характеристики товара необходимо последовательно задать два вопроса основным предполагаемым потребителям научной разработки – как вы относитесь к тому, что данная характеристика присутствует и как бы вы отнеслись к тому, если бы этой характеристики не было?
На каждый из перечисленных вопросов необходимо дать один из нижеперечисленных вариантов ответа:
а) было бы хорошо (мне нравиться);
б) это просто необходимо;
в) для меня это не имеет значения;
г) я это спокойно воспринимаю (я могу с этим смириться);
д) мне это не нравиться (так делать нельзя).
Этап 3. Необходимо классифицировать полученные ответы по каждой характеристике с помощью, приведенной табл. 10.
Таблица 10
Характеристика объекта исследования
Характеристика отсутствует | ||||||
Нравится | Необходимо | Все равно | Можно терпеть | Не нравится | ||
Характеристика присутствует | Нравится | Противоречивый ответ | Привлекательная характеристика | Привлекательная характеристика | Привлекательная характеристика | Однонаправленная характеристика |
Необходимо | Под вопросом | Все равно | Все равно | Все равно | Должна быть | |
Все равно | Под вопросом | Все равно | Все равно | Все равно | Должна быть | |
Можно терпеть | Под вопросом | Все равно | Все равно | Все равно | Должна быть | |
Не нравится | Под вопросом | Под вопросом | Под вопросом | Под вопросом | Противоречивый ответ |
Примечание: классификация ответов предполагает следующие виды: 1) привлекательная характеристика; 2) однонаправленная характеристика, т.е. чем лучше характеристика реализована, тем более удовлетворен потребитель, чем хуже – тем хуже; 3) должна быть; 4) все равно; 5) под вопросом; 6) получены противоречивые ответы на вопросы.
В результате классификации должны быть получены четыре группы характеристик:
1. Должна обязательно быть. Это такие характеристики, без которых пользователь не будет пользоваться научной разработкой.
2. Желательно существование такой характеристики (привлекательная и однонаправленная характеристики). В этот вид характеристик попадают те из них, которые не относятся к обязательным, но делают потребителя довольным.
3. Все равно. Такие характеристики являются безразличными для потребителей, т.е. пользователь не воспринимает их, но и не считает их не нужными.
4. Не нужные характеристики (под вопросом). К ним относятся характеристики, отсутствие которых делает потребителя счастливым.
Противоречивые ответы в классификации не принимают участия.
Этап 4. Разработка рекомендаций и направлений по совершенствованию научной разработки. В рамках данного этапа происходит анализ классификации характеристик. Делаются предложения по доработке технических характеристик, попавших в области (должна быть и желательна). И решается вопрос по существованию характеристик попавших в другие две области (все равно и под вопросом).
На основе описанных предложений формулируются альтернативы проведения дальнейшего научно исследования и выбор перспективного направления из них.