Модель Кано

Модель Кано является инструментом анализа объекта исследования, позволяющим осуществлять разработку или совершенствование новых товаров и услуг с целью повышения удовлетворенности потребителей.

Реализация данного метода предполагает выполнение следующих этапов.

Этап 1. Описать основные технические характеристики или элементы объекта исследования. Например, вес, размер, диапазон рабочих частот, мощность, производительность, точность и т.д.

Этап 2. По каждой описанной характеристики товара необходимо последовательно задать два вопроса основным предполагаемым потребителям научной разработки – как вы относитесь к тому, что данная характеристика присутствует и как бы вы отнеслись к тому, если бы этой характеристики не было?

На каждый из перечисленных вопросов необходимо дать один из нижеперечисленных вариантов ответа:

а) было бы хорошо (мне нравиться);

б) это просто необходимо;

в) для меня это не имеет значения;

г) я это спокойно воспринимаю (я могу с этим смириться);

д) мне это не нравиться (так делать нельзя).

Этап 3. Необходимо классифицировать полученные ответы по каждой характеристике с помощью, приведенной табл. 10.

Таблица 10

Характеристика объекта исследования

    Характеристика отсутствует
    Нравится Необходимо Все равно Можно терпеть Не нравится
Характеристика присутствует Нравится Противоречивый ответ Привлекательная характеристика Привлекательная характеристика Привлекательная характеристика Однонаправленная характеристика
Необходимо Под вопросом Все равно Все равно Все равно Должна быть
Все равно Под вопросом Все равно Все равно Все равно Должна быть
Можно терпеть Под вопросом Все равно Все равно Все равно Должна быть
Не нравится Под вопросом Под вопросом Под вопросом Под вопросом Противоречивый ответ

Примечание: классификация ответов предполагает следующие виды: 1) привлекательная характеристика; 2) однонаправленная характеристика, т.е. чем лучше характеристика реализована, тем более удовлетворен потребитель, чем хуже – тем хуже; 3) должна быть; 4) все равно; 5) под вопросом; 6) получены противоречивые ответы на вопросы.

В результате классификации должны быть получены четыре группы характеристик:

1. Должна обязательно быть. Это такие характеристики, без которых пользователь не будет пользоваться научной разработкой.

2. Желательно существование такой характеристики (привлекательная и однонаправленная характеристики). В этот вид характеристик попадают те из них, которые не относятся к обязательным, но делают потребителя довольным.

3. Все равно. Такие характеристики являются безразличными для потребителей, т.е. пользователь не воспринимает их, но и не считает их не нужными.

4. Не нужные характеристики (под вопросом). К ним относятся характеристики, отсутствие которых делает потребителя счастливым.

Противоречивые ответы в классификации не принимают участия.

Этап 4. Разработка рекомендаций и направлений по совершенствованию научной разработки. В рамках данного этапа происходит анализ классификации характеристик. Делаются предложения по доработке технических характеристик, попавших в области (должна быть и желательна). И решается вопрос по существованию характеристик попавших в другие две области (все равно и под вопросом).

На основе описанных предложений формулируются альтернативы проведения дальнейшего научно исследования и выбор перспективного направления из них.