Раздел 3. Основные подходы к коррекции ДА.

Тема 3.1. Задачи и принципы медицинской коррекции РАС

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РАС. Задачи и методы медицинской коррекции РАС. Принципы взаимодействия медицинских и психолого-педагогических участников коррекционного процесса.

Тема 3.2. Основные психолого-педагогические подходы к коррекции РАС и принципы их выбора

Обзор современных зарубежных подходов к коррекции ДА и РАС: Основные и вспомогательные (альтернативные) подходы. Психоаналитический (Б.Беттельхейм и др.) и психодинамический подходы (Э.Кленси); этологическая концепция (Н.Тиндберген, Э.Тиндберген) и холдинг-терапия (М.Уэлч); терапия ежедневной жизнью (К.Китахара); школа «свободного выбора» (Б.Кауфман, С.Кауфман). Роль музыкотерапии, арттерапии, иппотерапии и т.п. Прикладной поведенческий анализ. ТЕАССН- программа (лечение и обучение детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами). Модель «развитие - индивидуальная дифференциация – взаимодействие» С.Гринспена и С. Вайдер. Эмоционально-уровневый подход по О.С.Никольской. Принципы выбора методического подхода работы с аутичным ребёнком. Проблема совмещения методов и возможности перехода от одного метода к другому.

Тема 3.3. Психологическая коррекция РАС

Психологическая коррекция: её этапы, зависимость от клинических особенностей и возраста. Необходимость индивидуального подхода на всех (и особенно начальных) этапах коррекции. Установление контакта и взаимодействия с аутичным ребёнком. Роль игротерапевтических и эстетотерапевтических методик в развитии эмоциональной сферы. Организация целенаправленного поведения, развитие самостоятельности, купирование деструктивного поведения. Психологические аспекты коррекции нарушений речевого развития при РАС: понимание речи, активизация речевой деятельности, формирование спонтанной речи. Роль психологической коррекции в становлении личности аутичного ребёнка. Условия перехода к групповым формам коррекции. Формирование межличностных отношений.

Тема 3.4. Психологическая коррекция РАС

Педагогическая коррекция: оптимальные условия проведения педагогической коррекции; индивидуальный характер начальных этапов педагогической коррекции. Формирование стереотипа обучения. Организация целенаправленного поведения в обучающей ситуации; условия перехода к обучению в группе. Пропедевтический период обучения, его задачи и особенности при РАС. Особенности обучения детей с аутистическими расстройствами грамоте, элементарным математическим представлениям, графическим навыкам. Особенности использования технических средств обучения (особенно компьютера). Физическое и трудовое воспитание в системе комплексной коррекции РАС. Арттерапия, музыкотерапия, обучение музыке и изобразительной деятельности и другие виды эстетического воспитания как фактор коррекции эмоциональных нарушений, развития коммуникации и адекватного восприятия окружающего мира. Особенности организации праздников, прогулок, экскурсий и т.п. и их роль в коррекционной работе с аутичными детьми. Проблемы интегративного обучения детей с аутизмом и возможные пути их преодоления. Задачи и принципы организации дополнительного образования, трудового обучения, профориентации и профессиональной подготовки.

Тема 3.5. Коррекция нарушений речевого развития при РАС

Развитие речи как важнейший фактор преодоления общей коммуникативной недостаточности и понимания окружающего мира. Развитие речи у детей с тяжелыми формами аутизма. Активизация речевой деятельности, развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения и просодики. Формирование грамматического строя речи. Развитие спонтанной речи: сочетание специальных психотерапевтических методик с традиционными логопедическими методами. Принципы разработки индивидуальных и групповых обучающих программ, составления учебных планов. Особенности критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Обучение бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Тема 3.6. Работа с семьей ребенка с РАС

Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка с аутизмом. Формы, задачи и методы психотерапевтической работы с родителями. Обучение родителей приёмам и методам обучения и воспитания детей с РАС в условиях семьи. Прогноз социальной адаптации детей и подростков с аутизмом и факторы, его определяющие.