Анкетиравание
Анкетирование предполагает, что исследователь владеет суммой знаний и умений, необходимых для разработки анкеты, подготовки ее к обсчету, организации и проведения анкетного опроса. К достоинствам анкетирования можно отнести возможность собрать в сжатые сроки большой объем информации. Обычно анкету заполняют сами респонденты.
Поскольку анкета состоит из вопросов, остановимся на их характеристике.
Вопросы классифицируются на виды по ряду признаков (оснований).
По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу событий. Например. вопрос «Теряли ли вы работу в течение последнего года?» относится к первой группе, а вопрос «Как бы вы оценили результаты собрания акционеров компании?» - ко второй.
По функциям различают основные, контрольные, фильтрующие (вопросы-фильтры), конкретные, буферные вопросы, вопросы- ловушки.
Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих - отсеять некомпетентных респондентов. Например, прежде чем спросить, какими видами спорта занимается респондент, надо узнать, занимается ли он спортом вообще. По содержанию
Контрольные вопросы призваны проверить достоверность ответов на основные вопросы. С их помощью оценивается качество получаемой информации. Обычно в анкете основные и контрольные вопросы располагаются так. чтобы респондент не смог уловить какой-либо связи между ними, иначе контролирующая функция последних будет сведена на нет. Так, если основным является вопрос «В какой мере вы удовлетворены своей работой?», то контрольным может быть вопрос «Хотели бы вы сменить место работы?».
Буферные вопросы предназначены для переключения внимания респондента на новый тематический блок анкеты, а также для нейтрализации влияния предыдущих вопросов на последующие, для снятия монотонности. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».
Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, их цель - «сломать лед» в общении сторон.
Вопросы-ловушки направлены на выявление добросовестности, искренности респондента. Их можно рассматривать как своеобразные детекторы лжи. Так. респонденту задается серия вопросов типа: «Бывают ли у вас мысли, которые хотелось бы скрыть?», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?» (тест Айзека). Если респондент на все вопросы методично отвечает «Нет», то в его искренности приходится усомниться.
В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент самостоятельно, в произвольной форме отвечает на поставленный вопрос. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, составленный исследователем, из которого опрашиваемый выбирает приемлемый для него.
Разрабатывая закрытые вопросы, надо соблюдать определенные правила. В частности, спектр возможных вариантов ответов должен исчерпывать объем вопроса. Надо иметь в виду, что шкала позитивных и негативных вариантов ответов должна быть сбалансирована, не иметь смещения ни в одну сторону.
Различают три разновидности закрытых вопросов:
1) предполагающий ответ по типу «да - нет»;
2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;
3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
Какие же вопросы в анкете лучше - закрытые или открытые?
Достоинство открытых вопросов состоит в том, что ответы на них носят нерегламентированный характер. Когда невозможно предусмотреть все варианты ответов, целесообразно использовать открытые вопросы. В ответах на них нередко можно обнаружить неожиданные суждения.
Вместе с тем открытые вопросы имеют свои недостатки
Широкое распространение и большую популярность у социологов получили так называемые полузакрытые вопросы, в которых после перечня альтернатив следует открытый вариант типа: «Что еще можете (желаете) сказать по этому вопросу?», «Другое». Именно они позволяют респонденту ответить по-своему, а социологу расширить набор вариантов.
По форме различают прямые и прожективные (косвенные) вопросы. Прямые вопросы касаются существа ситуации и обращены непосредственно к респонденту: «Знаете ли вы?..»; «Что вы думаете?..»; «Удовлетворены ли вы?..»; «Ваше мнение по поводу?..». В прожективных вопросах ситуация моделируется, предполагается. Вот пример вопроса, сформулированного в косвенной форме: «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?». Разновидностью косвенных являются безличные вопросы, например: «Некоторые люди считают, что ... А как вы думаете?».
Общая композиция анкеты.Анкета не является механической суммой вопросов. Она имеет определенную структуру и, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.
Вводная часть анкеты представляет собой не что иное, как «обращение к опрашиваемому», в котором:
1) указывается, какая организация (учреждение) проводит опрос;
2) в простой и краткой форме сообщаются цель и значение исследования;
3) рассказывается о том, как будут использоваться результаты исследования;
4) подчеркивается важность личного участия (ответов) респондентов в проводимом опросе;
5) гарантируется анонимность ответов;
6) указываются правила заполнения анкеты.
Основная часть анкеты включает вопросы или блоки вопросов, нацеленные на получение необходимой исследователям информации. Сначала рекомендуется поставить наиболее доходчивые и интересные для респондентов вопросы, чтобы расположить их к сотрудничеству, затем - наиболее сложные, направленные на выяснение установок, мнений, оценок респондентов.
В паспортичке указывают сведения о респонденте (пол, возраст, образование, место учебы или работы). Обычно она располагается в конце анкеты, но может быть помещена и в начале.
Виды анкетирования.В современных социологических исследованиях используют несколько видов анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.