Анкетиравание

Анкетирование предполагает, что исследователь владеет суммой знаний и умений, необходимых для разработки анкеты, подготовки ее к обсчету, организации и проведения анкетного опроса. К досто­инствам анкетирования можно отнести возможность собрать в сжа­тые сроки большой объем информации. Обычно анкету заполняют сами респонденты.

Поскольку анкета состоит из вопросов, остановимся на их харак­теристике.

Вопросы классифицируются на виды по ряду признаков (основа­ний).

По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах и со­бытиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу событий. На­пример. вопрос «Теряли ли вы работу в течение последнего года?» относится к первой группе, а вопрос «Как бы вы оценили результаты собрания акционеров компании?» - ко второй.

По функциям различают основные, контрольные, фильтрую­щие (вопросы-фильтры), конкретные, буферные вопросы, вопросы- ловушки.

Если основные вопросы предназначены для получения информа­ции о социальных фактах, то назначение фильтрующих - отсеять не­компетентных респондентов. Например, прежде чем спросить, каки­ми видами спорта занимается респондент, надо узнать, занимается ли он спортом вообще. По содержанию

Контрольные вопросы призваны проверить достоверность от­ветов на основные вопросы. С их помощью оценивается качество получаемой информации. Обычно в анкете основные и контроль­ные вопросы располагаются так. чтобы респондент не смог уловить какой-либо связи между ними, иначе контролирующая функция последних будет сведена на нет. Так, если основным является вопрос «В какой мере вы удовлетворены своей работой?», то контрольным может быть вопрос «Хотели бы вы сменить место работы?».

Буферные вопросы предназначены для переключения внимания респондента на новый тематический блок анкеты, а также для ней­трализации влияния предыдущих вопросов на последующие, для снятия монотонности. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на про­изводстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».

Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, их цель - «сло­мать лед» в общении сторон.

Вопросы-ловушки направлены на выявление добросовестности, искренности респондента. Их можно рассматривать как своеобраз­ные детекторы лжи. Так. респонденту задается серия вопросов типа: «Бывают ли у вас мысли, которые хотелось бы скрыть?», «Случа­ется ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?» (тест Айзека). Если респондент на все вопросы методично отвечает «Нет», то в его искренности приходится усомниться.

В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые и за­крытые. В открытых вопросах респондент самостоятельно, в про­извольной форме отвечает на поставленный вопрос. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, составленный исследовате­лем, из которого опрашиваемый выбирает приемлемый для него.

Разрабатывая закрытые вопросы, надо соблюдать определенные правила. В частности, спектр возможных вариантов ответов должен исчерпывать объем вопроса. Надо иметь в виду, что шкала позитив­ных и негативных вариантов ответов должна быть сбалансирована, не иметь смещения ни в одну сторону.

Различают три разновидности закрытых вопросов:

1) предполага­ющий ответ по типу «да - нет»;

2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;

3) вопросы-меню, позво­ляющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Какие же вопросы в анкете лучше - закрытые или открытые?

Достоинство открытых вопросов состоит в том, что ответы на них носят нерегламентированный характер. Когда невозможно пред­усмотреть все варианты ответов, целесообразно использовать от­крытые вопросы. В ответах на них нередко можно обнаружить нео­жиданные суждения.

Вместе с тем открытые вопросы имеют свои недостатки

Широкое распространение и большую популярность у социоло­гов получили так называемые полузакрытые вопросы, в которых по­сле перечня альтернатив следует открытый вариант типа: «Что еще можете (желаете) сказать по этому вопросу?», «Другое». Именно они позволяют респонденту ответить по-своему, а социологу расширить набор вариантов.

По форме различают прямые и прожективные (косвенные) во­просы. Прямые вопросы касаются существа ситуации и обращены непосредственно к респонденту: «Знаете ли вы?..»; «Что вы думае­те?..»; «Удовлетворены ли вы?..»; «Ваше мнение по поводу?..». В прожективных вопросах ситуация моделируется, предполагается. Вот пример вопроса, сформулированного в косвенной форме: «Предпо­ложим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Верну­лись бы вы на прежнее место работы?». Разновидностью косвенных являются безличные вопросы, например: «Некоторые люди считают, что ... А как вы думаете?».

Общая композиция анкеты.Анкета не является механической суммой вопросов. Она имеет определенную структуру и, как прави­ло, состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

Вводная часть анкеты представляет собой не что иное, как «об­ращение к опрашиваемому», в котором:

1) указывается, какая орга­низация (учреждение) проводит опрос;

2) в простой и краткой форме сообщаются цель и значение исследования;

3) рассказывается о том, как будут использоваться результаты исследования;

4) подчеркива­ется важность личного участия (ответов) респондентов в проводи­мом опросе;

5) гарантируется анонимность ответов;

6) указываются правила заполнения анкеты.

Основная часть анкеты включает вопросы или блоки вопросов, нацеленные на получение необходимой исследователям информа­ции. Сначала рекомендуется поставить наиболее доходчивые и инте­ресные для респондентов вопросы, чтобы расположить их к сотруд­ничеству, затем - наиболее сложные, направленные на выяснение установок, мнений, оценок респондентов.

В паспортичке указывают сведения о респонденте (пол, возраст, образование, место учебы или работы). Обычно она располагается в конце анкеты, но может быть помещена и в начале.

Виды анкетирования.В современных социологических иссле­дованиях используют несколько видов анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.