Виды и этапы социологического исследования

Чтобы знать явления и процессы социального мира, необходимо получать о них достоверную информацию. В социологии источни­ком такой информации служит социологическое исследование комплекс методологических, методических и организационно-тех­нических процедур, связанных между собой единой целью - получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.

Для проведения исследования нужны профессиональные знания и навыки. Результатом нарушения правил проведения исследования обычно является получение недостоверных данных.

Виды социологического исследования:

1.По задачам

*Разведывательное /пилотажное

*Описательное

*аналитическое

2.По частоте проведения

*Разовое

*повторное: панельное, трендовое, мониторинговое

3. По масштабу

*международное

*общенациональное

*Региональное

*Отраслевое

*локальное

4.По целям

* теоретические

* практические (при­кладные).

Первые ориентированы на разработку теории, выявле­ние тенденций и закономерностей изучаемых явлений, социальных систем, анализ социальных противоречий, возникающих в обществе, требующих обнаружения и разрешения. Вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, связанных с решением практиче­ских задач, регулированием тех или иных социальных процессов. В реальности социологические исследования обычно имеют сме­шанный характер и выступают как теоретико-прикладные.

По задачам различаются разведывательные, описательные и ана­литические исследования.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие об­следуемые совокупности и основывается на упрощенной програм­ме, сжатом по объему инструментарии. Обычно разведывательное исследование используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизниЕсли в исследовании осу­ществляется проверка надежности инструментария, то оно называ­ется пилотажным.

Описательное исследованиесложнее, чем разведывательное. Оно позволяет составить относительно целостное представление об из­учаемом явлении, его структурных элементах и проводится по пол­ной разработанной программе

Цель аналитического социологического исследования - углублен­ное изучение явления, когда требуется описать не только его струк­туру, но и причины и факторы его возникновения, изменения, коли­чественно-качественные характеристики объекта, его функциональ­ные взаимосвязи, динамику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанных программы и инструментария.

В зависимости от того, изучаются социальные явления в стати­ке или динамике, по частоте проведения различаются разовые и по­вторные социологические исследования.

Социологические исследования, позволяющие проводить обсле­дования с учетом временного фактора, анализировать данные «во времени», часто называют лонгитюдными.

Разовое исследование дает информацию о состоянии и характе­ристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Данные об изменении изучаемого объекта извлекаются из результатов нескольких исследо­ваний, проводимых через определенные промежутки времени. Такие исследования называются повторными. По сути они представляют собой способ проведения сравнительного социологическою анали­за, который направлен на выявление динамики изменения (развития) объекта. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор ин­формации может проходить в два, три и более этапов.

Повторные исследования позволяют анализировать данные во временной перспективе и подразделяются на трендовые, когортные, панельные, мониторинговые.

Трендовые обследования ближе всего к однократным, «срезовым» опросам. Некоторые авторы обозначают их как регулярные опросы, т. е. опросы, проводимые через более или менее равные промежутки времени. В трендовом опросе одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново.

Особое направление — это когортные исследования, основания проведения которых несколько условны. Если в трендовых иссле­дованиях отбор каждый раз производится из общей совокупности (всех избирателей, всех семей и т. п.), то при исследовании «когорт» (лат. cohors - подразделение, видовая группа) производится отбор каждый раз из одной специфической совокупности, для того чтобы проследить перемены в ее поведении, установках и т. п.

Самым совершенным воплощением идеи введения временной перспективы в исследовательский план является панельное обследо­вание, т. е. многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Эту многократно используемую вы­борку и называют панелью. Выбор панельного плана обследования в случае пилотажных или поисковых исследований неоправдан.

Мониторингв социолог ии - это обычно повторные исследова­ния общественного мнения по различным общественным вопросам (мониторинг общественного мнения).

Еще одно основание выделения видов социологического иссле­дования - их масштабность. Здесь нужно назвать международное, общенациональное (в масштабах страны), региональное, отрасле­вое, локальное исследование.

Этапы социологического исследования Принято выделять пять этапов социологического исследования:

1. подготовительный (разработка программы исследования);

2. полевое исследование (сбор первичной социальной информа­ции);

3. обработка полученных данных;

4. анализ и обобщение полученной информации;

5. составление отчета о результатах исследования.

§ 2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования - документ, содержа­щий изложение его методологических и методических основ.

Программа выполняет три главные функции:

1) методологиче­скую;

2) методическую;

3) организационную.

Структуру программы составляют два раздела: методологичес­кий и методический (методико-процедурный).

В методологическом разделе формулируются проблема, цель и за­дачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основ­ные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы.

В методическом разделе определяется стратегический план ис­следования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных.