Роль жанра этюда в развитии техники пианиста. Виды этюдов. Принципы выбора этюдов и методика работы над этюдами. (Примеры анализа Этюда).
Этюд – это оптимально короткое виртуозно-художественное произведение для развития и закрепления как определённого технического приёма, так и главных исполнительских качеств: силы, воли, физической и психической выносливости, закрепления слухопсихомоторного навыка.
Этюды можно условно разделить на инструктивные и художественные.
1. Инструктивный этюд – это произведение, где используется 1-2 динамических стереотипа или 1-2 фортепианные формулы; часто с лаконичной мелодикой и простыми гармониями, в 1-о или 2-хчастной репризной форме. (Шитте, Лемуан, Гедике, Крамер, Черни –Гермер, и т.д.)
2. Концертный этюд – это произведение, где используется более 2-х стереотипов фортепианных формул и фактур, с развитой и выразительной мелодико-гармонической и ладовой композицией, часто с высоким - художественно значимым образом или идеей: Шопен, Лист, Рахманинов, Некоторые этюды Черни из 299(№21, 24, 38 и т.д.) и 740 ( №№ 8, 12, 50), Майкапар Токкатина, Ё.Накада Быстрый этюд и т.д.
Методика выбора этюдов должна учитывать:
1. Равномерное, комплексное развитие техники, охват всех основных формул.
2. Индивидуальную недостаточность аппарата ученика.
3. Укрепление и развитие определенного навыка (гаммообразной техники, либо аккордовой техники).
4. Этюд необходим как вспомогательная тренировка для развития определенных навыков встречающихся в конкретном музыкальном произведении.
5. На раннем этапе обучения эффективна методика выбора коротких этюдов: «лучше меньше по объёму, но больше по количеству». В средних классах можно выбирать более трудные, и нацеленные на определённое персональное развитие ученика и его способностей.
Общие принципы работы над этюдом:
— Определение жанра, анализ фактуры этюда, размера; анализ аппликатуры, позиционных структур и мотивов.(Педагогический показ и чтение с листа учеником)
— Работа в медленном темпе – это будущий фундамент правильной быстрой игры, по принципу «укрупнения кадров», подбор подходящих движений в каждой руке отдельно.
— Постепенное осознание «позиционных комплексов» и «динамических стереотипов» — как алгоритмов и схем слухопсихомоторных навыков.
— Фразировка, опорные-кульминационные точки в движении, координация рук в штрихах, динамике.
— С увеличением темпа действует принцип экономии движений (быстро — значит «близко» к клавиатуре).
— Чередование быстрого и медленного темпов в работе обязательно: чтобы равномерно работали 2 полушария мозга (альфа-волны и бета-волны) – чтобы не «замыливалось» ухо на качество каждого звука, и не «заигрывались» пальцы.
— Вспомогательные упражнения обязательны, т.к. - «Техника - это накопление разнообразных движений и экономное их расходование». (Ф. Лист).
Например:
а) контрастные штрихи, динамика;
б) «пробежки-остановки», «шагом, шагом - побежали»;
в) пунктирные ритмы;
г) «перенос рук» в далекие регистры (пр.р. - вверх, л.р. - вниз);
д) «беззвучный способ» с сохранением опоры;
е) транспорт с сохранением аппликатуры;
ж) совмещение приемов одновременно;
з) исполнение подряд 2-3 раза, без отдыха;
и) «весовые толчки», «рикошет»;
к) «в темной комнате», в «перчатках» и т.д.