Роль жанра этюда в развитии техники пианиста. Виды этюдов. Принципы выбора этюдов и методика работы над этюдами. (Примеры анализа Этюда).

Этюд – это оптимально короткое виртуозно-художественное произведение для развития и закрепления как определённого технического приёма, так и главных исполнительских качеств: силы, воли, физической и психической выносливости, закрепления слухопсихомоторного навыка.

Этюды можно условно разделить на инструктивные и художественные.

1. Инструктивный этюд – это произведение, где используется 1-2 динамических стереотипа или 1-2 фортепианные формулы; часто с лаконичной мелодикой и простыми гармониями, в 1-о или 2-хчастной репризной форме. (Шитте, Лемуан, Гедике, Крамер, Черни –Гермер, и т.д.)

2. Концертный этюд – это произведение, где используется более 2-х стереотипов фортепианных формул и фактур, с развитой и выразительной мелодико-гармонической и ладовой композицией, часто с высоким - художественно значимым образом или идеей: Шопен, Лист, Рахманинов, Некоторые этюды Черни из 299(№21, 24, 38 и т.д.) и 740 ( №№ 8, 12, 50), Майкапар Токкатина, Ё.Накада Быстрый этюд и т.д.

Методика выбора этюдов должна учитывать:

1. Равномерное, комплексное развитие техники, охват всех основных формул.

2. Индивидуальную недостаточность аппарата ученика.

3. Укрепление и развитие определенного навыка (гаммообразной техники, либо аккордовой техники).

4. Этюд необходим как вспомогательная тренировка для развития определенных навыков встречающихся в конкретном музыкальном произведении.

5. На раннем этапе обучения эффективна методика выбора коротких этюдов: «лучше меньше по объёму, но больше по количеству». В средних классах можно выбирать более трудные, и нацеленные на определённое персональное развитие ученика и его способностей.

Общие принципы работы над этюдом:

— Определение жанра, анализ фактуры этюда, размера; анализ аппликатуры, позиционных структур и мотивов.(Педагогический показ и чтение с листа учеником)

— Работа в медленном темпе – это будущий фундамент правильной быстрой игры, по принципу «укрупнения кадров», подбор подходящих движений в каждой руке отдельно.

— Постепенное осознание «позиционных комплексов» и «динамических стереотипов» — как алгоритмов и схем слухопсихомоторных навыков.

— Фразировка, опорные-кульминационные точки в движении, координация рук в штрихах, динамике.

— С увеличением темпа действует принцип экономии движений (быстро — значит «близко» к клавиатуре).

— Чередование быстрого и медленного темпов в работе обязательно: чтобы равномерно работали 2 полушария мозга (альфа-волны и бета-волны) – чтобы не «замыливалось» ухо на качество каждого звука, и не «заигрывались» пальцы.

— Вспомогательные упражнения обязательны, т.к. - «Техника - это накопление разнообразных движений и экономное их расходование». (Ф. Лист).

Например:

а) контрастные штрихи, динамика;

б) «пробежки-остановки», «шагом, шагом - побежали»;

в) пунктирные ритмы;

г) «перенос рук» в далекие регистры (пр.р. - вверх, л.р. - вниз);

д) «беззвучный способ» с сохранением опоры;

е) транспорт с сохранением аппликатуры;

ж) совмещение приемов одновременно;

з) исполнение подряд 2-3 раза, без отдыха;

и) «весовые толчки», «рикошет»;

к) «в темной комнате», в «перчатках» и т.д.