ПРЕДИСЛОВИЕ

Леонард Орр – Осознанное дыхание

 

Автор этой книги считает, что огромным недостатком системы общего образования является отсутствие курса по правильному дыханию. Леонард Орр утверждает, что разум и дыхание — это король и королева нашего сознания, две важнейшие функции организма, которые действуют 24 часа в сутки. От правильного дыхания зависят все остальные наши функции и сама наша жизнь. Автор разработал свой метод дыхания ещё в 1975 году и с тех пор успешно занимается его внедрением. В настоящее время этот метод преподается во многих школах и колледжах по всему миру. Его ценность станет очевидной и для вас, когда вы прочтёте эту книгу.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Djai Maha Мауа Ki Djai Maha Mritenjai

Om Namaha ShivaiО

 

После окончания колледжа я десять лет учился дышать.

Это просто позор для нашей образовательной системы, что человек может закончить колледж и не научиться правильно дышать, не узнать, что мысль сама по себе способна творить.

Ум и дыхание — вот что управляет человеческим сознанием. Это два самых важных вида человеческой деятельности. Чтобы остановить то или другое, требуются заметные усилия и концентрация. Это деятельность, которая продолжается изо дня в день, по 24 часа в сутки — осознанно или неосознанно.

Дыхание дает силу уму. Дыхание есть источник всей нашей силы в физической вселенной. Стоит человеку прекратить дышать больше чем на несколько минут — если только он не мастер йоги, — наступит физическая смерть. Простой акт дыхания — величайший целитель для физического тела. Большую часть лечения в этом мире производит дыхание. Дыхание столь просто и столь очевидно, что никто не замечает его невероятной силы.

Знаете ли вы, что выделительная функция тела на 70 % осуществляется посредством дыхания? Следующим по объему стоит выделение пота. Мочеиспускание и дефекация значительно уступают дыханию и потению. Без дыхания человеческий организм умер бы от удушья и отравления.

Я говорю сейчас только о физиологии, только о самом очевидном, о том, что происходит с вами каждый день и идет вам на пользу.

Уроки физкультуры учат неосознанному дыханию. Но можно дышать и осознанно — это несложно, и это приносит пользу как телу, так и уму. Осознанное получение телом свежей жизненной энергии посредством дыхания способно очищать нервную систему, кровеносную систему, питать клетки и органы тела и очистить и сбалансировать ауру человека.

Ауру можно называть энергетическим телом или эмоциональным телом. Человеческая аура из-за своих цветов иногда называется радужным телом. Сегодня, когда Эффект Кирлиан стал широко известен, существование человеческой ауры уже не ставится под сомнение. Общепринято, что на ауру влияет изменение мыслей и дыхание. Аура обычно определяется как постоянно движущееся энергетическое поле, окружающее человеческое тело и проникающее в него.

Научиться правильно дышать и использовать силу своих мыслей себе во благо — вот два самых важных вида деятельности, которым может научиться человек. Следовательно, они заслуженно должны находиться в центре внимания любой образовательной системы, которая стремится быть полезной и практичной. Обучение осознанному дыханию должно стать самым важным предметом во всех школах.

И последнее: человек может научиться дышать только через само дыхание. Следовательно, дыхание — это практический навык, а не чистое знание. Основа этой книги — простое дыхательное упражнение, которое занимает всего 30 секунд. Его можно проделывать в начале пли в конце любого урока. Школы, которые добьются иоплощения этой практики, будут выпускать успевающих по всем предметам учеников. Она не только принесет высочайшие результаты в учебе и спорте, но и счастье каждом дне всех учащихся. Дыхание, как вы убедитесь, — это источник жизненной силы человека.

Я раскрыл всю мощь и смысл дыхания в 1975 году. До лото я на протяжении 10 лет понемногу учился правильно дышать, но в полной мере осознал, чем занимаюсь, лишь в 1975 году, когда стал учить дышать других. Моя цель —дать вам краткое руководство, с которым вы могли бы сверяться при собственных занятиях. Если вы будете выполнять эти упражнения, вы раскроете секреты дыхания через само дыхание. Единственное, что может быть лучше такого способа обучения, — это занятия с личным инструктором.

Тысячи учителей, врачей, психологов и всевозможных специалистов в области здравоохранения используют сейчас в своей работе метод осознанного, связного, ритмичного дыхания. Я начинал с того, что учил этому методу сам, а затем готовил преподавателей этого метода. Потом я готовил специалистов для подготовки пре

 

подавателей и наконец — инструкторов по подготовке таких специалистов. Поскольку у меня никогда не было большого штата сотрудников, способных вести подробный архив занятий, мне уже никогда не узнать, сколько таких преподавателей подготовлено. Но, по моим оценкам, сегодня более 100 ООО человек знают, как преподавать этот метод дыхания другим, и более 10 миллионов людей научились пользоваться этим простым методом.

Методу осознанного дыхания уже учат на многих языках в школах по всему миру. Поэтому, еще с тех пор, как я начал свои занятия, я чувствовал себя обязанным написать книгу. Мне кажется важным, чтобы ученики, учителя, родители и представители школьной администрации имели четкое и компактное описание этого простого метода. Когда вы закончите читать эту книгу, вы поймете, насколько важно, чтобы эти идеи получили письменное воплощение.

 

Благодарности

 

благодарю свою жену Катаржину и дочь Спирит* за і о, что позволили мне испортить наш последний отпуск, її течение которого я и написал эту книгу.

Я также хочу поблагодарить жителей центра Кзмп-белл-Хот-Спрингс, поселок Коншеснесс**, за их целеустремленность и поддержку.

 

* Spirit (англ.) —душа, дух. —Прим. перев.

** Consciousness (англ.) —сознание. —Прим. перев.

 

ГЛАВА 1

Двадцать связных дыханий

 

Давайте сразу к делу. Основа этой книги и всей практики осознанного дыхания — простое упражнение, называющееся «Двадцать Связных Вдохов и Выдохов». Выполнение этого упражнения занимает всего 30 секунд, так что оно идеально подходит для сегодняшнего стремительного темпа жизни. Его можно проделывать в начале или в конце каждого урока или как в начале, так и в конце. Всего 30 секунд осознанного дыхания принесут уму и телу свежую жизненную энергию. Вот как выполняется это упражнение:

В нем четыре последовательности по пять дыхательных циклов (цикл: вдох-выдох).

1. Четыре коротких цикла: короткий вдох и короткий выдох.

2. В конце каждой группы коротких вдохов и выдохов — глубокий и длинный вдох-выдох.

3. Как вдохи, так и выдохи должны производиться через нос.

4. Итак, мы проделываем четыре коротких и один длинный цикл вдохов-выдохов и повторяем эту последовательность четыре раза без перерыва.

Дальше я объясню подробнее, но вначале попробуйте это проделать, а потом читайте дальше.

Соединяйте вдох с выдохом в неразрывную последовательность. Каждый вдох соединен с последующим выдохом в один дыхательный цикл. Все двадцать дыхательных циклов должны как бы перетекать один в другой, чтобы получилась единая связная серия вдохов и выдохов.

Короткие вдохи и выдохи делаются для того, чтобы сильнее почувствовать связь между вдохом и выдохом и их слияние в неразрывные последовательности.

Длинные вдохи и выдохи делаются для того, чтобы заполнить при вдохе все возможное пространство внутри себя и полностью выпустить весь воздух из легких при выдохе.

Прежде чем читать дальше, проделайте сейчас пять связных вдохов и выдохов (четыре коротких вдоха-выдоха и один длинный).

Пять связных вдохов-выдохов подобны одному непрерывному вдоху-выдоху.

1. Не удерживайте воздух внутри, сразу выдыхайте его.

2. Ваше дыхание должно быть свободным. Не старайтесь форсировать или контролировать его.

3. Ритм вашего дыхания должен быть плавным.

4. Когда вы дышите правильно, вы чувствуете, как по всему вашему телу растекается не только воздух, но и энергия.

Это называется осознанным энергетическим дыханием или энергией осознанного дыхания.

Можно ограничивать поток энергии во время вдыхании воздуха — и можно ограничивать поток воздуха во ирсмя вдыхания энергии.

В самый первый раз вы легко ощутите вдыхание шергии, когда заметите, сделав Двадцать Связных Вдохов и Выдохов, что ваш четвертый длинный вдох-выдох і лубже и объемнее, чем первый.

Теперь вновь перечитайте всю главу, самостоятельно вдайте себе ритм и отсчитайте Двадцать Связных Вдохов и Выдохов.

Это простое дыхательное упражнение абсолютно безопасно и безвредно для любого, кто любит жить. Другими словами, оно полезно для вашего здоровья. Если вы планируете продолжать жить, вам придется продолжать дышать. Вы обратили внимание на то, что это упражнение приятно? Если вы будете проделывать его каждый день по одному разу, вся ваша жизнь станет более приятной.

Вы испытали какие-либо физические ощущения?

Некоторые люди испытывают головокружение, ощущают дрожание в руках, в желудке или где-либо еще. Если и у вас появлялись такие ощущения, примите к сведению, что люди, привыкшие дышать плохо, зачастую испытывают странные и необычные ощущения, когда начинают дышать правильно.

Если вы будете проделывать это упражнение (Двадцать Связных Вдохов и Выдохов) каждый день, вы заметите, что физические ощущения отличаются день ото дня. Это означает, что вы учитесь дышать и что вы получаете от этого упражнения пользу.

В течение первой недели я рекомендую проделывать упражнение только один раз в день. Помните: если до сих пор вы дышали неправильно, ваше тело, возможно, испытывает кислородное голодание. Поэтому осторожнее! Одного раза в день достаточно.

Вот еще несколько вещей, которые вам необходимо знать:

1. Дыхание абсолютно безвредно, но ваши мысли — нет.

2. Какие бы странные ощущения ни приносило дыхание, они исчезнут, если вы будете продолжать дышать.

3. Дыхание ведет к расслаблению.

4. Расслабление ослабляет напряжение.

5. Неприятные ощущения вызваны именно напряжением.

6. Ни дыхание, ни расслабление неприятных ощущений не вызывают: их вызывает накопленное напряжение и загрязнение ума и тела; если вы будете продолжать дышать, то в конце концов у вас не останется ни напряжения, ни неприятных ощущений — только расслабление, спокойствие и умиротворенность.

7. Каждый вдох и каждый выдох сами собой ведут к релаксации.

8. Дыхание совершенно безопасно и живительно.

9. Если вы расслабитесь слишком сильно — из-за того, что слишком долго дышали правильно, —необычные ощущения могут стать настолько сильными, что вы можете испугаться.

 

10.Я рекомендую в первые семь дней проделывать Двадцать Связных Вдохов и Выдохов не больше одного раза в день.

11.Цель этой рекомендации — не допустить, чтобы у вас возникло чересчур много ощущений. Не допустить, чтобы вы испугались.

12.Дыхание —это очень простой и очень мощный инструмент.

13.Если вы слишком рано увеличите интенсивность дыхательных упражнений и вас испугают испытываемые ощущения, пожалуйста, немедленно прочтите главу о гипервентиляции.

Не торопитесь!

Если в течение года один раз в день вы будете проделывать упражнение из двадцати связных вдохов и выдохов, вы за год разовьете невероятную способность к осознанному дыханию.

За этот год вы будете дышать больше, чем за предыдущий- Выполнение Двадцати Связных Вдохов и Выдохов один раз в день в течение года научит вас осознавать дыхание больше, чем вы научились за всю предыдущую жизнь.

 

Глава 2

Зачем дышать осознанно?

 

Зачем дышать осознанно? Зачем вообше дышать?

Потому что дыхание делает нас здоровыми и счастливыми!

Почему люди плохо дышат? Зачем людям необходимо дышать правильно?

Почти каждый, кто хотя бы раз проделал Двадцать Связных Вдохов и Выдохов, неожиданно начинает ин-дыханием. Это простое упражнение, как правило, заставляет людей понять, что им есть чему учиться в области дыхания. Выполнение упражнения отвечает на все вышеперечисленные вопросы! Осознанное дыхание — реальный ответ на вопросы о дыхании. Если вы не сможете найти ответы у самого дыхания, возможно, эти ответы не стоят того, чтобы их знать.

Эксперимент — вот путь науки. Экспериментируя с дыханием в собственном теле, вы узнаете о дыхании больше, чем из книг.

После того как я научил миллионы людей дышать, должен сказать, что в Западном мире я ни разу не встречал ни единого человека, которому не надо было бы переучиваться дышать. Единственные из встречавшихся мне людей, которые дышали правильно, были бессмертные йогины в Индии.

Я утверждаю, что у большинства людей дыхание сковано. Но почему?

Ответ крайне прост. Все негативные переживания, которые мы испытывали, находясь в физическом теле, сковывают нашу способность к дыханию. Негативные, болезненные или неприятные переживания накапливаются в негативных чувствах и мыслях. Эти негативные чувства и мысли наносят вред нашей природной дыхательной способности. Мои исследования показали, что практически все люди в течение первого года жизни получают достаточно много негативных переживаний, чтобы к концу первого года вызвать значительное повреждение природной дыхательной способности. По-видимому, даже если ребенку даны самые лучшие родители и наилучшее окружение, само по себе рождение и период младенчества оказываются достаточно травмирующим временем для всех людей.

Мы начинаем дышать воздухом при рождении. Физически это самый важный аспект рождения. До того мы получали кислород через пуповину. Недавними исследованиями установлено, что мы также получаем энергию и воздух через околоплодные воды. Но когда мы выходим из чрева матери и пуповину перерезают, нам необходимо благополучно начать дышать, иначе мы умрем.

Моя дочь по имени Спирит была рождена под водой. Условия и обстановка ее рождения были настолько бе-

|уиречны, насколько в силах человека это обеспечить. \ I ем не менее у нее до сих пор проявляются признаки • родового шока».

С помощью ребёфинга я вспомнил свое собственное рождение. Я понял, что моя пуповина была перерезана пинком рано. В результате я страдал всю жизнь. Родовой шок привел к тому, что я не отличался высоким интеллектом и демонстрировал сравнительно слабые достижения во всех областях деятельности, кроме спор-га. Родовой шок заставляет детей испытывать постоянное беспокойство — до тех пор пока травма не будет излечена. Способность расслабляться, учиться, слушать прежде всего определяется способностью дышать.

Мы с моей женой Катаржиной в течение четырех часов после рождения Спирит не перерезали пуповину от плаценты. После обучения дыханию нескольких тысяч людей я могу с уверенностью заключить, что моей дочери потребовалось от одного до двух часов, чтобы ее дыхание начало развиваться нормально. Даже в случае с моей дочерью, рождение которой было почти безупречно, дыхательный механизм был бы травмирован, если бы мы перерезали ее пуповину меньше чем через два часа после рождения. Помните, пожалуйста, что ребенок в течение девяти месяцев (до рождения) пользовался дополнительной системой поддержки жизнедеятельности. Логично и нормально, что новорожденному следует дать несколько часов на адаптацию, прежде чем перерезать пуповину. Значение плаценты после рождения, как правило, трактуют неверно.

Редко кому на этой земле посчастливилось сохранить пуповину неперерезанной в течение целого часа после рождения!

Таким образом, практически у каждого человека при рождении был поврежден дыхательный механизм. В цивилизованных странах широко распространенной практикой является перерезать пуповину практически сразу после рождения. И это стало причиной и огромным источником постоянного беспокойства и озабоченности у людей.

Тем более обязательным для цивилизованных стран должно стать преподавание в средних школах правильного дыхания. Цивилизованные страны более, чем другие, нуждаются в изучении дыхания.

В некоторых слаборазвитых странах детей не пеленают. Я наблюдал, как затрудняется дыхание моей дочери, когда она была спеленута.

В большинстве слаборазвитых стран люди больше ходят пешком, чем в США и других цивилизованных странах. Автомобили не только мешают нам пользоваться ногами, они затрудняют наше дыхание многими другими способами. Наиболее очевидные из них — то, что они делают с воздухом, которым мы дышим, а также то, как в сидячем положении сдавливаются органы дыхания.

Затрудненное дыхание — это национальная болезнь и основная причина большинства других заболеваний. Синдром гипервентиляции, фактически, перечисление физических симптомов, вызванных затрудненным ды-

\л\\ием. По существу, синдром этот назван неправильно, поскольку избыточное дыхание не является причиной остальных симптомов. Избыточным дыхание оказыва-

гея как раз из-за того, что тело испытывает кислородное

олодание.

Двадцать Связных Вдохов и Выдохов каждый день — самый эффективный способ предотвратить возникновение синдрома гипервентиляции или по крайней мере ослабить проявление его симптомов во время выполнения энергетического цикла.

После того как вы освоите упражнение из Двадцати Связных Вдохов и Выдохов, вы сможете проделывать его в машине.

Если ученики в школе будут выполнять это упражнение один или несколько раз в день, это во многом поможет исправить скованность, вызванную сидением в классе в течение целого дня.

Осознанное энергетическое дыхание — основной элемент лечения любых заболеваний.

Обучая дыханию миллионы людей, я заметил, что большинство из них рано или поздно вспоминают момент своего первого вдоха и многие другие события, происходившие во время их рождения. По-видимому, осознанное дыхание стимулирует воспоминания о первом вдохе и освобождает дыхательный механизм от родовой травмы.

Это —самая позитивная вещь, которую я узнал, обучая взрослых дыханию. Это означает, что дыхательный механизм поддается восстановлению. Даже родовой шок можно излечить.

Я учил дыханию младенцев всего нескольких дней от роду, и я учил дыханию людей старше девяноста лет. Правильное дыхание — неиссякаемый источник чудес.

Когда вы проделаете несколько полных энергетических циклов, как описано в предыдущей главе, вы поймете, что означает учиться дышать.

Это нельзя выразить словами. Когда вы почувствуете это, слова вам будут не нужны. Поскольку в мире уже существует более 100 ООО преподавателей осознанного дыхания, вам нет необходимости действовать методом проб и ошибок. Я рекомендую вам учиться правильному дыханию простым способом —под руководством хорошего преподавателя.

Можете связаться со мной, и я посоветую вам хорошего учителя, живущего неподалеку от вас.

Очень важно, чтобы школьные учителя и особенно школьные медсестры кое-что знали о родовом шоке. Еще важнее это для учителей начальных классов. У маленьких детей родовые воспоминания ближе к поверхности. Родовой шок — основная причина многих младенческих и детских заболеваний.

Если мы будем знать хотя бы немного о родовой травме ребенка, мы сможем радикально улучшить его здоровье.

Родовой шок играет важнейшую роль в формировании синдрома гипервентиляции, который является темой следующей главы.

 

Глава 3