Значение двигательной активности для организма

Лекция № 7.

Двигательная активность и здоровье.

План лекции:

1. Значение двигательной активности для организма.

2. Функции двигательной активности.

3. Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности.

4. Эволюционные предпосылки двигательной активности.

5. Методологичесие предпосылки физической культуры.

6. Двигательные навыки и двигательные качества.

7. Характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой.

Значение двигательной активности для организма

Согласно современным представлениям, двигательную актив­ность (ДА) следует рассматривать как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, определивший раз­витие организма и обеспечивший не только его адаптацию к окружающей среде, но и оптимизацию его жизнедеятельности. Это обусловлено тем, что в структуре механизма ДА в элемен­тарной форме представлен принцип саморегуляции, отражаю­щий сущность всеобщего закона оптимизации. Последний от­ражает стремление живых систем к достижению максимального жизненно важного результата с минимальными энергетически­ми и пластическими затратами.

Новейшие научные исследования (Г.Л. Соколова) показали, что длительное ограничение ДА - гиподинамия — опасный антифизиологический фактор, разрушающий организм и при­водящий к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, об­ратимы, т.е.их можно ликвидировать с помощью своевремен­ной физической тренировки, то у растущего организма по­вреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется. Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних ста­диях онтогенеза и в период полового созревания. Она приво­дит к значительному снижению темпов роста организма и уг­нетению биохимических процессов, включая функции генети­ческого аппарата клеток. При этом наблюдается значительные функциональные отклонения в развитии головного мозга, вы­ражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.

Между тем гиподинамия становится доминантным состоя­нием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в комфортных условиях, пользо­ваться транспортом и не заниматься систематическими физи­ческими упражнениями. Кроме того, на работе в большинстве случаев умственный труд практически вытеснил физический. Таким образом, достижения современной цивилизации, созда­вая комфорт, обрекают человека на постоянный «мышечный голод», лишая его двигательной активности, необходимой для нормальной жизнедеятельности и здоровья.

Практика показывает, что образ жизни студента (если он це­ленаправленно и систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. Это значит, что все отрицательные последствия гиподинамии, касающиеся растуще­го и развивающегося организма, непременно скажутся на его фи­зическом, умственном и половом созревании и на здоровье в целом. А ведь так просто избежать этого, включив в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности, которая является ведущим врожденным фактором физического и психи­ческого развития человека, а следовательно, и его здоровья.

 

 

Физическая культура по определению - очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в опре­деленном количественном и качественном сочетании, направленных:

1) на закаливание организма, 2} поддерживание и укрепление здоро­вья человека, 3} рациональную организацию труда и отдыха, 4) фор­мирование активной жизненной позиции и долголетия. Физическая культура во всех возрастных группах является также важным фак­тором воспитания, особенно в подростковом возрасте, формиро­вания личности и подготовки к будущей профессиональной дея­тельности.

При этом основным средством, с помощью которого достига­ется ожидаемый результат, являются физические упражнения, или мышечное движение.Их еще называют локомоциями. Движение как функция мышечной системы в развитии ребенка имеет огром­ное значение как инструмент познания окружающего мира и сред­ство гармоничного развития личности, особенно на ранних ста­диях формирования. Выдающийся русский физиолог девятнадца­того столетия И.М.Сеченов считал, что нет ни одной функции организма, которая напрямую или опосредованно не связана с движением. И это не обязательно должно быть перемещение в пространстве. Движение человеческой мысли - это тоже движе­ние, хотя и скрытое от наших глаз.Потребность в движении как проявление биологической сущности человека есть такая же есте­ственная потребность, как и все остальные - в пище, тепле, доб­роте, уважении, безопасности и т. д.

Мышечная система, можно сказать без всякого преувеличения, является самым большим потребителем энергии, которая выраба­тывается в организме человека в процессе обмена веществ. Даже самое незначительное движение увеличивает потребность орга­низма в энергии сверх основного обмена. А в том случае, когда совершается интенсивное движение (например, бег на длинные станции, легкая атлетика, лыжи и др.), эта потребностьрезко возрастает и может достичь 4000-5000 ккал и даже больше.

Движение, или мышечная активность, обладает очень мощным раздражагощим фактором на весь организм, на все его системы и органы. Мышечная деятельность формирует структуру организма 1 стимулирует все его функции. Она вносит существенный вклад в ;овершенствование саморегуляции и адаптации организма к по­стоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Мышечная деятельность сопровождается увеличением объема мышечной массы скелетной мускулатуры при больших мышечных нагрузках. Кстати, именно к этому типу мышечной ткани отно­сятся сердечная мышца и мышцы матки. Избыточная мышечная активность, превышающая функциональные возможности орга­низма, а также слишком низкая активность (гиподинамия - недос­таток движения) оказывают разрушающее воздействие на орга­низм, что проявляется в нарушении состояния здоровья. В первом случае речь идет об избыточной гипертрофии, а во втором - об атрофии. Даже у совершенно здорового молодого человека при полном отсутствии движения через месяц-полтора наступает ат­рофия мышц. Возможно, кто-то из вас имел возможность убе­диться в этом: когда снимают гипс с конечности спустя месяц или более, сразу бросается в глаза, что объем мышечной массы резко уменьшился- Причина очень простая - отсутствие движения.

Для каждого человека характерен оптимальный уровень мы­шечной активности. Он зависит от наследственной предрасполо­женности (состав мышечных волокон у каждого человека генети­чески детерминирован), пола, возраста, условий жизни (прежде всего от количества и качества питания).

При достижении определенного уровня развития (или актив­ности) оздоровительный эффект максимальный. Для его поддер­жания необходимо содержать уровень тренировочной нагрузки длительное время, сообразуясь с возрастом, самочувствием и внешними условиями жизнедеятельности.

Процесс занятий физическими упражнениями - мышечная тре­нировка - увеличивает общую двигательную активность орга­низма человека. Это достигается с помощью двух различающих­ся по характеру и направленности тренировочных упражнений: развивающих и поддерживающих.Они различаются между со­бой по уровню подготовки и продолжительности физической нагрузки. Влияние мышечной тренировки охватывает все фи­зиологические процессы, обеспечивающие движение. Повыша­ется расход энергии и соответственно потребность в ней. Орга­низм адаптируется к повышенному энергетическому обмену, и это определяет уровень его тренированности. Природа преду­смотрела два способа обеспечения энергией работающие мыш­цы - анаэробный и аэробный.