Значение двигательной активности для организма
Лекция № 7.
Двигательная активность и здоровье.
План лекции:
1. Значение двигательной активности для организма.
2. Функции двигательной активности.
3. Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности.
4. Эволюционные предпосылки двигательной активности.
5. Методологичесие предпосылки физической культуры.
6. Двигательные навыки и двигательные качества.
7. Характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой.
Значение двигательной активности для организма
Согласно современным представлениям, двигательную активность (ДА) следует рассматривать как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, определивший развитие организма и обеспечивший не только его адаптацию к окружающей среде, но и оптимизацию его жизнедеятельности. Это обусловлено тем, что в структуре механизма ДА в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации. Последний отражает стремление живых систем к достижению максимального жизненно важного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами.
Новейшие научные исследования (Г.Л. Соколова) показали, что длительное ограничение ДА - гиподинамия — опасный антифизиологический фактор, разрушающий организм и приводящий к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, обратимы, т.е.их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется. Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. При этом наблюдается значительные функциональные отклонения в развитии головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.
Между тем гиподинамия становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в комфортных условиях, пользоваться транспортом и не заниматься систематическими физическими упражнениями. Кроме того, на работе в большинстве случаев умственный труд практически вытеснил физический. Таким образом, достижения современной цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный «мышечный голод», лишая его двигательной активности, необходимой для нормальной жизнедеятельности и здоровья.
Практика показывает, что образ жизни студента (если он целенаправленно и систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. Это значит, что все отрицательные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и на здоровье в целом. А ведь так просто избежать этого, включив в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности, которая является ведущим врожденным фактором физического и психического развития человека, а следовательно, и его здоровья.
Физическая культура по определению - очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определенном количественном и качественном сочетании, направленных:
1) на закаливание организма, 2} поддерживание и укрепление здоровья человека, 3} рациональную организацию труда и отдыха, 4) формирование активной жизненной позиции и долголетия. Физическая культура во всех возрастных группах является также важным фактором воспитания, особенно в подростковом возрасте, формирования личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
При этом основным средством, с помощью которого достигается ожидаемый результат, являются физические упражнения, или мышечное движение.Их еще называют локомоциями. Движение как функция мышечной системы в развитии ребенка имеет огромное значение как инструмент познания окружающего мира и средство гармоничного развития личности, особенно на ранних стадиях формирования. Выдающийся русский физиолог девятнадцатого столетия И.М.Сеченов считал, что нет ни одной функции организма, которая напрямую или опосредованно не связана с движением. И это не обязательно должно быть перемещение в пространстве. Движение человеческой мысли - это тоже движение, хотя и скрытое от наших глаз.Потребность в движении как проявление биологической сущности человека есть такая же естественная потребность, как и все остальные - в пище, тепле, доброте, уважении, безопасности и т. д.
Мышечная система, можно сказать без всякого преувеличения, является самым большим потребителем энергии, которая вырабатывается в организме человека в процессе обмена веществ. Даже самое незначительное движение увеличивает потребность организма в энергии сверх основного обмена. А в том случае, когда совершается интенсивное движение (например, бег на длинные станции, легкая атлетика, лыжи и др.), эта потребностьрезко возрастает и может достичь 4000-5000 ккал и даже больше.
Движение, или мышечная активность, обладает очень мощным раздражагощим фактором на весь организм, на все его системы и органы. Мышечная деятельность формирует структуру организма 1 стимулирует все его функции. Она вносит существенный вклад в ;овершенствование саморегуляции и адаптации организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Мышечная деятельность сопровождается увеличением объема мышечной массы скелетной мускулатуры при больших мышечных нагрузках. Кстати, именно к этому типу мышечной ткани относятся сердечная мышца и мышцы матки. Избыточная мышечная активность, превышающая функциональные возможности организма, а также слишком низкая активность (гиподинамия - недостаток движения) оказывают разрушающее воздействие на организм, что проявляется в нарушении состояния здоровья. В первом случае речь идет об избыточной гипертрофии, а во втором - об атрофии. Даже у совершенно здорового молодого человека при полном отсутствии движения через месяц-полтора наступает атрофия мышц. Возможно, кто-то из вас имел возможность убедиться в этом: когда снимают гипс с конечности спустя месяц или более, сразу бросается в глаза, что объем мышечной массы резко уменьшился- Причина очень простая - отсутствие движения.
Для каждого человека характерен оптимальный уровень мышечной активности. Он зависит от наследственной предрасположенности (состав мышечных волокон у каждого человека генетически детерминирован), пола, возраста, условий жизни (прежде всего от количества и качества питания).
При достижении определенного уровня развития (или активности) оздоровительный эффект максимальный. Для его поддержания необходимо содержать уровень тренировочной нагрузки длительное время, сообразуясь с возрастом, самочувствием и внешними условиями жизнедеятельности.
Процесс занятий физическими упражнениями - мышечная тренировка - увеличивает общую двигательную активность организма человека. Это достигается с помощью двух различающихся по характеру и направленности тренировочных упражнений: развивающих и поддерживающих.Они различаются между собой по уровню подготовки и продолжительности физической нагрузки. Влияние мышечной тренировки охватывает все физиологические процессы, обеспечивающие движение. Повышается расход энергии и соответственно потребность в ней. Организм адаптируется к повышенному энергетическому обмену, и это определяет уровень его тренированности. Природа предусмотрела два способа обеспечения энергией работающие мышцы - анаэробный и аэробный.