Б) на регионально уровне

На региональном уровне функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа.

Постоянно действующими органами управления по делам ГОЧС) являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, далее именуемые региональными центрами.

Региональные центры являются органами управления МЧС России, осуществляющими управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующими деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных направлениях деятельности на территории соответствующего региона.

В своей деятельности региональные центры руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, нормативными правовыми актами МЧС России и др.

Общее руководство деятельностью региональных центров осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Региональные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для осуществления возложенных на региональные центры задач и функций за ними закрепляется федеральное государственное имущество на праве оперативного управления.

Финансовое обеспечение регионального центра осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от осуществления разрешенной законодательством приносящей доход деятельности.

Основными задачами регионального центра являются:

реализация единой государственной политики в области ГОЧС, обеспечения пожарной безопасности на территории соответствующего региона РФ;

обеспечение боевой и мобилизационной готовности (готовности к применению) органов ГОЧС, соединений и воинских частей ВГО (кроме соединений и воинских частей ВГО центрального подчинения), территориальных органов управления Государственной противопожарной службы (ГПС), ПСФ и организаций МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего региона РФ;

осуществление в установленном порядке мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию на территории соответствующего региона РФ;

осуществление координации деятельности территориальных органов, федеральных ОИВ в области ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в границах региона РФ, в том числе в проведении поиска и спасания людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ во внутренних водах и территориальном море РФ;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области ГОЧС, пожарной безопасности, а также обмена этой информацией;

управление подчиненными соединениями, воинскими частями ВГО, территориальными органами управления ГПС, а также ПСФ поисково-спасательной службы и организациями МЧС России;

организация работы по тушению пожаров на территории соответствующего региона РФ.

Региональный центр возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Начальник регионального центра подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Начальник регионального центра осуществляет руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на региональный центр задач.

Начальнику регионального центра подчинены дислоцированные на территории соответствующего региона Российской Федерации:

в полном объеме:

соединения, воинские части войск гражданской обороны;

поисково-спасательные формирования и организации МЧС России (за исключением соединений, воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и организаций МЧС России центрального подчинения, а также специальных подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления).

по вопросам боевой и мобилизационной готовности, прохождения военной службы (службы) и всех видов обеспечения военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы:

органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

территориальные органы управления Государственной противопожарной службы.

На территории РФ создано 6 региональных центров:

Северо-западный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Центральный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Южный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Приволжско-Уральский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Сибирскийрегиональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Дальневосточныйрегиональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Органами повседневного управления на федеральном и региональном уровнях соответственно являются:

центры управления в кризисных ситуациях;

информационные центры;

дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

центры управления в кризисных ситуациях региональных центров.

 

Второй учебный вопрос

Органы управления субъектов РФ и местного уровня

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) принимают:

законы и иные нормативные правовые акты, в соответствии с федеральными законами, в области защиты населения и территорий от ЧС (только для субъектов РФ);

решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и обеспечивают (организуют ) их проведение.

б) осуществляют:

подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС;

обучение населения способам защиты и действий в ЧС;

сбор и обмен информацией по защиты населения и территорий от ЧС;

обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе и о возникновении ЧС;

финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

в) организуют и проводят аварийно- спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются в вышестоящие инстанции за оказанием помощи.

г) создают:

резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

органы управления .специально уполномоченные на решение задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

д) содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС.

Для выполнения вышеизложенных полномочий на территориальном и местном уровнях имеются соответствующие органы управления.

В субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий создаются территориальные подсистемы РСЧС, которые состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Координационными органами РСЧС на территориальном (в пределах территории субъекта РФ) и местном (в пределах территории муниципального образования) уровнях являются соответственно, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, далее именуемые комиссиями по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям осуществляют свою деятельность под руководством глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления возложены следующие основные задачи:

организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также поддержание в состоянии готовности ПУ;

организация разработки нормативно-правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

организация взаимодействия по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС;

руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;

организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляют координацию действиями:

органов управления по делам ГОЧС (главных управлений, управлений, отделов);

органов повседневного управления (оперативных дежурных органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерских служб и т.д.);

сил и средств на данной территории;

по использованию резервов финансовых и материальных ресурсов;

средств и систем связи, автоматизации, оповещения и информационного обеспечения.

КЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выполняя возложенные на нее задачи имеют право:

принимать решения на проведение экстренных мер по обеспечению защиты населения от возможных ЧС;

осуществлять контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории субъекта Российской Федерации;

принимать участие в подготовке заключения о целесообразности размещения на территории субъекта Российской Федерации (города, района) объектов экономики, потенциально опасных для жизни и здоровья населения и природной среды;

привлекать к работе в составе комиссии руководителей заинтересованных ведомств и организаций, ученых и нужных специалистов;

требовать от всех предприятий, организаций, ведомств, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (города, района) представления в комиссию информации о чрезвычайных ситуациях, а также о ходе ликвидации их последствий.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются решением руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и действуют на основе разработанного и утвержденного положения о них.

Как и любой орган управления, для эффективной работы, комиссия по чрезвычайным ситуациям имеет свою организационную структуру.

Председателем комиссии является глава или заместитель главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Одним из заместителей председателя КЧС является начальник органа управления по делам ГОЧС.

В состав комиссии могут включаться: начальники управлений, комитетов и отделов органа исполнительной власти; руководители отраслей и служб; ведущие специалисты отраслей экономики; представители военного командования.

Кроме того, составе комиссий по чрезвычайным ситуациям могут быть образованы подкомиссии или рабочие группы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

связанных с подтоплением, паводком, другими стихийными бедствиями и эпидемиями сельскохозяйственных животных;

на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, речном) при перевозке опасных грузов;

на промышленных, энергетических объектах, газо-,нефте-, продуктопроводах;

на объектах жилищно-коммунального хозяйства, мостах, виадуках, строительно-монтажных комплексах;

связанных с резким изменением медицинской и экологической обстановок и др.

В состав подкомиссий, кроме членов КЧС могут входить должностные лица отдельных предприятий, специалисты в определенном роде деятельности, а также необходимые эксперты. Руководство подкомиссиями возлагается на заместителей глав органов исполнительной власти - директоров соответствующих департаментов, начальников управлений, которые своим решением определяют необходимый персональный состав подкомиссии, а также привлекаемые силы и средства.

В отдельных территориальных подсистемах при КЧС могут создаваться экспертные советы, организационные советы и другие рабочие органы..

Для организации информирования населения при комиссиях по чрезвычайным ситуациям создаются информационные группы под председательством руководителей телевизионных и радиовещательных компаний.

 

Постоянно действующими органами управления (органами управления по делам ГОЧС) являются:

в субъектах Российской Федерации -министерства, комитеты, глав­ные управления;

в категорированных городах и районах городов - управления;

в сельских районах - отделы.

Функционируют они на основе положения об органе управления по делам ГОЧС, утверждаемого главой исполнительного органа власти.

Основными задачами органов управления ГО и ЧС являются:

1. Планирование, разработка и контроль выполняемых мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС.

2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов экономики.

3. Руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4. Планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

5. Организация:

- подготовки населения, должностных лиц и формирований по ГО и вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

- работ по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- боевой и мобилизационной подготовки органов управления по делам ГОЧС и формируемых ими частей и подразделений ГО.

В соответствии с задачами органы управления по делам ГОЧС проводят необходимые следующие мероприятия:

1. Организуют:

руководство подготовкой и ведением мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации ЧС;

оповещение и информирование населения о ЧС;

контроль за поддержанием в готовности сил и средств, предназначенных для действий в ЧС;

прогнозирование вероятности возникновения ЧС;

сбор, анализ и представление органам управления информации о ЧС;

работу по привлечению общественных организаций и граждан к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

2. Разрабатывают:

проекты планов ГО и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, приказов, распоряжений и указаний;

предложения по созданию аварийно-спасательных формирований постоянной готовности;

планы боевой и мобилизационной готовности и другие документы.

3. Участвуют:

в создании и поддержании в готовности технических систем управления, оповещения и связи, пунктов управления;

в контроле реализации целевых программ по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций;

в планировании финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, подготовке населения и руководящих кадров;

в создании и использовании чрезвычайных резервных фондов.

4. Осуществляют:

связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

контроль за содержанием фонда защитных сооружений, а также выполняют ряд других мероприятий в целях решения главных задач;

руководство ликвидацией ЧС.

Органам управления по делам ГОЧС предоставлено право:

отдавать, в пределах своей компетенции, распоряжения и указания по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС;

запрашивать от соответствующих органов исполнительной власти, предприятий и производств, независимо от форм собственности и принадлежности, сведения необходимые для планирования мероприятий;

организовывать и проводить учения и тренировки, осуществлять проверку на подведомственной территории.

Органы управления по делам ГОЧС проводят свою работу в соответствии с планами основных мероприятий субъектов Российской Федерации, городов и районов.

Органы управления по делам ГОЧС формируются согласно штатных структур, утверждаемых: по военнослужащим – МЧС России, по служащим главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях своевременного принятия мер по организации защиты населения и территорий, проведения АСДНР при возникновении ЧС в субъектах РФ, городах и районах, приказами начальников органов управления по делам ГОЧС создаются нештатные оперативные подразделения. Их численность устанавливается с учетом необходимости организации сменной работы в круглосуточном режиме.

К оперативным подразделениям органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ относятся:

оперативный штаб ликвидации ЧС (ОШЛЧС);

оперативная группа (ОГ);

оперативная дежурная смена (ОДС).

Оперативная группа формируются, как правило, при угрозе, а оперативный штаб при возникновении ЧС.

Основные задачи, возлагаемые на ОШЛЧС:

планирование и обеспечение организации работ по ликвидации ЧС;

координация действий территориальных и функциональных звеньев территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ;

обеспечение деятельности КЧС субъекта РФ;

организация взаимодействия с органами управления территориальных и функциональных звеньев, привлекаемых для ликвидации ЧС.

В соответствии с возложенными задачами ОШЛЧС выполняет следующие функции:

ведет непрерывный контроль и учет данных обстановки в районе ЧС с отображением ее на картах и в справочных материалах;

планирует мероприятия по ликвидации ЧС и доводит решение председателя КЧС по их выполнению до исполнителей;

готовит доклады о ходе работ председателю КЧС (начальнику органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ) и по его указанию в вышестоящие органы;

разрабатывает проекты решений КЧС и организует реализацию принятых решений;

организует взаимодействие по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС с заинтересованными органами управления сил территориальной подсистемы РСЧС и работу их представителей в составе ОШЛЧС субъекта РФ;

готовит расчет сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС;

ведет учет данных обстановки и принятых решений;

организует оценку масштабов и возможных последствий ЧС, прогнозирование их дальнейшего развития ЧС, с привлечением специалистов служб и организаций субъекта РФ;

организует, совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, формирование и доставку помощи населению, пострадавшему от ЧС;

через средства массовой информации организует доведение до населения достоверной и своевременной информации о ЧС.

 

В ОШЛЧС могут создаваться следующие группы:

обобщения обстановки и подготовки предложений;

направленцев;

информации и др.

Группа обобщения обстановки и подготовки предложений может возглавляться заместителем начальника органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ (начальником отдела оперативного планирования).

В состав группы включаются, как правило, должностные лица управления по оперативным вопросам.

В группы направленцев и информации включаются должностные лица других управлений. Состав их должен быть таким, чтобы своевременно и оперативно обеспечить руководство КЧС необходимой информацией и довести распоряжения до подчиненных.

Оперативная группа (ОГ) создается приказом начальника органа управления по делам ГОЧС. В ее состав включаются необходимые специалисты различных управлений органа управления по делам ГОЧС, профессиональная подготовка которых соответствует характеру возникновения ЧС. Состав ОГ в зависимости от вида ЧС может меняться. Решение о включение в ОГ органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ и в рабочие группы ОШЛЧС специалистов из состава КЧС принимает председатель КЧС субъекта РФ.

Основные задачи ОГ органа управления ГОЧС субъекта РФ:

оценка масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки;

подготовка предложений, для включения в план действий по ликвидации ЧС, по использованию сил, средств и всех видов ресурсов, а также распределению средств, поступающих пострадавшему населению;

непосредственное руководство работами по ликвидации ЧС (по указанию начальника органа управления по делам ГОЧС).

Оперативная группа оснащается необходимыми средствами и имуществом согласно табелю.

Оперативная дежурная смена (ОДС) создается для несения круглосуточного дежурства на ПУ органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ приказом начальника органа управления по делам ГОЧС в соответствии со штатным расписанием.

Организацию и обеспечение работы оперативных подразделений органов управления по делам ГОЧС субъекта РФ, как правило, осуществляет отдел оперативного планирования.

Для своевременного реагирования на возникшие ЧС в городах создаются оперативные группы (ОГ) управлений по делам ГОЧС или КЧС.

Оперативная группа (ОГ) управления по делам ГОЧС города создается для принятия экстренных мер по организации защиты населения и территории при возникновении ЧС, организации работ по их ликвидации в пределах границ города, а также своевременного представления докладов руководству городского звена РСЧС (председателю КЧС и начальнику управления по делам ГОЧС города) о принимаемых мерах по ликвидации ЧС.

Оперативная группа осуществляет свою деятельность под руководством начальника управления по делам ГОЧС, который своим приказом определяет ее состав.

Решением председателя КЧС в состав ОГ управления могут включаться специалисты других подразделений администрации и служб города (охраны общественного порядка, противопожарной, медицинской службы и др.), в зависимости от вида ЧС или может быть создана ОГ КЧС города. Как правило в городе назначается одна оперативная группа от управления по делам ГОЧС..

Основными задачами ОГ управления ГОЧС города являются:

уточнение достоверности поступающих данных об обстановке, обмен информацией с ОГ военного гарнизона, дежурными службами: ООП, ППС, руководителями (председателями КЧС) районов, объектов экономики, на территории которых возникла ЧС;

сбор, оценка, обобщение, анализ и прогнозирование реально складывающейся обстановке в районе ЧС;

подготовка докладов и донесений вышестоящим органам управления через оперативных дежурных с использованием формализованных документов;

подготовка предложений для принятия решения председателем КЧС города по защите населения и использованию сил для ликвидации ЧС;

разработка проектов приказов, распоряжений, указаний по действиям органов управления и сил городского звена РСЧС;

контроль за доведением и выполнением отданных указаний (приказов, распоряжений);

организация взаимодействия с органами управления (специалистами) и силами задействованными в ликвидации ЧС ;

организация работы аварийных служб города, прибывших на место ЧС;

информация членов КЧС города о складывающейся обстановке и принимаемых мерах по защите населения и ликвидации ЧС;

осуществление общего руководства проведением АСДНР.

Для обеспечения работы – оперативная группа обеспечивается необходимым транспортом, приборами и документацией.

В организациях, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.9. 1999 г. № 1115, создаются структурные подразделения по ГОЧС.

Количество работников в них определяется от численности работающих:

а) в организациях, отнесенных к категории по ГО (освобожденные работники):

численностью до 500 чел. – 1;

от 500 до 2000 чел. – 2-3;

от 2000 до 5000 чел. – 3-4;

свыше 5000 чел. – 5-6.

б) в организациях, не отнесенных к категориям по ГО:

численностью до 2000 чел. - работа может выполняться по совместительству одним из работников организации;

свыше 200 чел. – один освобожденный работник.

На должности работников структурных подразделений (работников) по ГО назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

 

Органами повседневного управления РСЧС на территориальном и местном уровнях соответственно являются:

центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.