РЕФЛЕКСИЯ. РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ТЕОРИЯ ИГР

Рефлексия - размышление обыденное такое, когда человек углубляется в себя и пытается себя понять. Пытается проникнуть в свои переживание, оценить их. Самоуглубленность, познание самого себя, описание своих переживаний.

Рефлексия (от лат. рефлексио) - процесс самопознания внутренних психических актов и состояний. Процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Опасна для человека тем, что, познавая себя, может найти такие отрицательные стороны, что ему жить не захочется. Если у него не существует защитного психологического механизма, то это самоуглубленное познание опасно.

С точки зрения социальной психологии рефлексия - осознание действующим субъектом, как он воспринимается другими. Здесь можно выделить три основных компонента. Первый - это каков человек на самом деле. Фактически, объективно, каков человек есть. Мы не знаем самого себя. Мы сами для себя не познаваемы можем быть. Второе - как он оценивает сам себя. Третье - оценка со стороны другим человеком, с которым приходится взаимодействовать. То же самое оценивается со стороны другими людьми, эти же три позиции. Другой человек оценивает - а каков этот человек на самом деле, как он сам себя оценивает, и учитывает это во взаимодействии, и как другой человек как оценивает этого человека. Вот шесть основных позиций, с которыми, в основном, приходится иметь дело в сложном рефлексивном взаимодействии.

Рефлексивное взаимодействие. Каждый раз, когда мы вступаем во взаимодействие с другим человеком, независимо от самого себя, мы пытаемся взять верх в нашем общении или взаимодействии. Такова психология человека. И тогда он может уступить. Желание возвыситься, желание быть первом в этом взаимодействии наличествует. Нужно его обязательно учитывать.

С точки зрения криминалистической, с точки зрения теории игр рефлексия - это не только имитация или воспроизведение своих собственных рассуждений и выводов (по поводу проблем, которые возникают в процессе расследования, определенной следственной ситуации), но еще рассуждений и выводов по этому поводу потенциального противника.

Когда возникает проблемная ситуация, когда мы, допустим, мы не установили лицо, совершившее преступление, но он вступает в некое взаимодействие с нами. Помните, я вам приводил пример, когда было совершено убийство семьи Трофимовых, на трех этажах там женщин зарубил топором. И для того, чтобы обеспечить себе алиби, взял, открыл окна, выбросил подушки с тем, чтобы проходящие люди сразу обнаружили это совершенное преступление. Хотя преступники обычно стараются, чтобы прошло как можно больше времени с момента совершения преступления. Он уже вступил во взаимодействие со следователем, чтобы следователи быстрее обнаружили преступление, быстрее вышли на него. И поскольку у него алиби было подготовлено и свидетели могли подтвердить, он и рассчитывал на то, что следователи воспользуются эту ситуацией. То есть, он как бы начал игру. Воспроизвел соответствующую ситуацию, попытался представить себе, как следователи будут действовать.

Что сделали следователи? Когда они стали вызывать свидетелей по этому делу, они расположились таким образом, чтобы любой свидетель проходил мимо дома Трофимовых. А в повестках они написали: вы вызываетесь по делу о трагической гибели, происшедшей в семье Трофимовых. Все вызываемые обязательно заглядывали в дом и спрашивали, что же случилось. И только один из них прошел мимо дома, он близкий родственник и почему-то туда не зашел. А прямо пошел к следователю. С ним сыграли. Это то самое рефлексивное воздействие или рефлексивное взаимодействие, в данном случае - тактический прием, они его поставили в ситуацию, когда он допустил ошибку психологического характера.

Когда мы говорим о рефлексии, мы не только оцениваем определенную тактическую ситуацию, мы еще должны оценить, а как тот конкретный определенный человек или потенциальный наш противник оценит эту ситуацию и одновременно оценит те наши мысли, наши действия по поводу этой ситуации и по поводу его самого.

Он целовал вас кажется? Боюсь что это так.

Но как же вы позволили? Ах, он такой чудак.

Он думал, что уснула я и все во сне стерплю.

И думал, что я думала, что думал он - я сплю.

Вот здесь получается, что каждый раз мы должны оценить не только то, как этот человек оценит ту или иную ситуацию, но еще представить себе, а что он думает по поводу того, как мы думаем о нем самом, и о том, как он оценивает эту ситуацию и оценивает нас самих. Вот что такое рефлексивное взаимодействие.

Еще классический пример. Преступник совершил преступление. У него есть два пути, по которым он может скрыться после совершенного преступления. Путь А, который более короткий, но более опасный, но здесь может быть задержание, там есть постовые, патрульные. И путь Б, который может быть значительно длиннее, но может быть значительно безопаснее. Как оценивает эту ситуацию преступник, совершивший преступление и следователь. Преступник: путь Б лучше пути А. Я выбираю для бегства путь Б. Следователь: преступнику известно, что путь Б лучше пути А, он должен выбрать путь Б. Поэтому лучше всего его преследовать по пути Б. Это нулевой ранг рефлексии.

Что значит нулевой ранг рефлексии? Оценивается только тактическая ситуация, совокупность информационных данных и не оценивается, как по поводу этой ситуации думает тот или иной. Он оценивает, что - да, я считаю, что этому преступнику известно, что этот путь безопаснее, и он выберет этот путь.

Однако преступник, если он обладает более высоким уровнем рефлексии, может рассуждать следующим образом. Следующий ранг рефлексии, когда преступник учитывает, что следователю (противнику) известно, что я знаю, путь Б лучше пути А, побегу по пути Б, поэтому он меня будет преследовать по пути Б. А я его обману, я его переиграю. Я выберу путь А.

Следователь должен учесть не только саму ситуацию, не только оценку преступником этой ситуации, но он должен еще оценить, как этот преступник действия следственно-оперативной группы. Если преступник переиграл следователя, то его не удалось поймать.

Дело в том, что у следователя не всегда в распоряжении имеется достаточное количество оперативников, сил и средств для того, чтобы перекрыть все возможные пути отступления и бегства преступнику. Приходится рассчитывать, считать. Нужно каждый раз высчитывать.

Существует классический случай, который описан в произведении В. Пикуля, в годы Первой Мировой войны немецкий офицер познакомился с очаровательной кельнершей, которая через некоторое время, после того, как они стали доверять друг другу, ему сказала: ты знаешь, тут останавливался русский офицер, когда русские оставили город, у него остался какой-то портфель. В этом портфеле документы. Он попросил принести ее этот портфель. И когда его открыл, увидел там документы, на которых была нарисована карта минных полей. Достаточно много времени прошло после отступления. Что делают немцы? Они решили проверить, может это деза. И поскольку прошло много месяцев, русские могли сменить эту карту...

(вторая сторона)

... ночью пробирались с учетом этой карты, прогремело несколько взрывов. Они поначалу подумали, что это какая-то субмарина русская здесь. Все прошли ..., но потеряли три лучших корабля. В том районе, где должен был находиться российский флот, который они собирались уничтожить, никого, естественно, не было. Они вынуждены были обращаться обратно. И возвращаясь обратно, они верили в то, что карта минных полей правильная. И на обратном пути опять потеряли 4 корабля. Только благодаря этой операции, которую в свое время продумал Колчак, он был очень талантливым человеком и полководцем, немецкий флот потерял 7 новейших миноносцев.

Это с точки зрения рефлексивного управления если оценить: русские должны были подумать так, что немцы обязательно не поверят этой карте минных полей. Они могут ее проверить. Имелся ли риск? Да. Представьте, если такая карта минных полей попала к русским флотоводцам? Учитывая нашу бесшабашность - пошли сразу по этой карте. Но немцы дотошные, нужно учитывать еще немецкий характер. Когда поняли, что немцы обязательно проверят, когда шла эта проверка - все было правильно, все было так, как значилось в карте. Вот здесь некий уровень рефлексивного управления, который позволил выиграть, принять правильное решение.

Нулевой ранг рефлексии - когда нет никакой взаимной оценки.

Из практики Александра Николаевича Ларина - следователя Калининской прокуратуры, который в свое время написал кандидатскую диссертацию, докторскую диссертацию, работая следователем. В его практике был случай, когда некий Тристан Бахтадзе был арестован за дачу взятки при поступлении в институт. Его отец известный юрист, адвокат Бахтадзе Северян принимал все меры к тому, чтобы освободить своего сына из-под стражи. Он засыпал все инстанции, писал письма о том, что его сын не виновен, у следователя нет никаких оснований, доказательств, подтверждающих его вину. Но дело в том, что Ларин добыл доказательства, подтверждающие вину не только Тристана Бахтадзе, но Северяна Бахтадзе в том, что он принимал участие в даче этой взятки. И получил санкцию прокурора на арест этого Бахтадзе Северяна. Но Бахтадзе Северян скрылся с места своего постоянного места проживания, но продолжал писать в суды, Генеральную прокуратуру. Что делает Ларин? Он понимает, что если объявить Всесоюзный розыск, то не сразу найдешь этого Северяна, а у нас ограниченный срок расследования. Он по месту его обычного жительства посылает телеграмму, в которой пишет: Бахтадзе Северяну, для разрешения вопроса об избрании меры пресечения вам нужно лично явиться в прокуратуру Калининской области. И когда Северян получил от своей жены эту телеграмму, он подумал, что, да, действительно, у следователя ничего не получилось, его сына сейчас освобождают и поехал в прокуратуру Калининской области. Явился к следователю, а тот ему вытаскивает постановление на арест. Тактический прием.

Еще один классический пример, который описан в юридической литературе.

Это когда некая Шешенкова рассказала следователю при расследовании дела о крупном хищении о том, что все золото, которое она получала там, где его похищали, она передавала некому Басырову. Басыров складывал золотой песок в баночки из-под валидола. Та информация, которой следователь владел, в чем смысл и техника рефлексивного управления, взаимодействия, он заключается в том, что мы должны иногда акцентировать наше внимание или внимание нашего потенциального противника на тех нюансах, которые наиболее значимы. Что можно сделать в нулевом ранге рефлексии? Вызывают Басырова и говорят, ну, что, дорогой, нам известно, что ты прятал золото в баночках из-под валидола, нам об этом Шешенкова сказала. Да, мало ли чего эта может наговорить. Проводится очная ставка. Шешенкова говорит - да, ему продавала. Я получала от него деньги. А он отказывается. Нельзя ли эту информацию представить таким образом, чтобы она психологически, эмоционально воздействовала на это лицо? Здесь вступает в силу рефлексивное управление, рефлексивное взаимодействие. В момент допроса Басырова второй следователь открывает сейф, достает баночку из-под валидола, ну, в нее насыпали песок, чтобы она потяжелее была, и вот так эффектно перед ним поставили. И как говорит следователь, тут нужно оценить было еще психологию человека, который был уверен, что у них вообще ничего не получится, никаких доказательств нет. Поставили перед ним баночку и следователь сказал: а в баночке не валидол. И Басыров впервые за все время следствия схватился за сердце, в баночке золото, золото. Вот так можно использовать психологическую ситуацию и информацию изложить таким образом.

Еще один пример я вам напомню.

Помните, была ситуация, когда у одного самого богатого человека было семеро слуг и один из них какую-то драгоценность утащил. Пришел человек, который занимался расследованием, привел осла, поставил в конюшне, осел был намазан сажей. И сказал, что я привел вам особенного осла, как только его коснется человек, совершивший преступление, осел заорет. И все по одному туда заходили. И только у одного человека оказались руки не запачканными сажей. Еще один пример описан у Соколова "Гений сыска". Там та же ситуация, когда было похищено бриллиантовое кольцо. Оно лежало в столе. Судя по ситуации, мог его похитить только кто-то из слуг. И когда работники полиции сказали знатному человеку, что мы должны ваших слуг обыскать, он сказал - ни в коем случае. Хорошо, мы не будем обыскивать. Скажите, когда у вас обед и где ваши слуги обедают. Они все там собираются? Да, все. Мы придем, но просим вас не вмешиваться. В то время, когда все слуги обедали, перед ними стояли тарелки с едой, вошли жандармы. Двое встали около одной двери, двое встали около другой. И всем слугам было заявлено: продолжайте, но как только вы поедите, мы человека, совершившего кражу, заберем с собой. Они все поначалу изумились и опешили. И не сразу продолжили есть. А потом, видят, жандармы стоят, начали есть. Видно было, что один все-таки никак не мог совладать с собой. И потом к нему подошли и сказали, давай, голубчик, собирайся. Да, нет, я вам все расскажу, я вам все выдам.

Рефлексивное управление - передача потенциальному противнику, т.е. лицу, с которым осуществляется взаимодействие, оснований для принятия выгодного нам решения.

По существу, многие приемы следственной тактики рассчитаны на рефлексивное взаимодействие. Мы не просто должны оперировать информацией, но должны учитывать психологическую, эмоциональную силу каждого доказательства, учитывать психологическую характеристику ситуации, в которой оказался человек, совершивший преступление, в процессе расследования, и воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы достичь цели наиболее целесообразным, оптимальным путем. Это определенные тактические приемы. В свое время в литературе была дискуссия большая. Это же хитрость, говорили - вы обманываете народ. Если по существу посмотреть, вроде бы мы его обманули, этого Басырова, когда поставили перед ним баночку из-под валидола и сказали, что в ней не валидол. Но никакого обмана, по существу, не было. Мы воспользовались знанием им неких обстоятельств совершенного преступления. И только он один как лицо, совершившее преступление, мог придавать этой баночке значение наиболее существенного доказательства. Никто другой, если бы он не был замешан, никто бы так не прореагировал на эту баночку из-под валидола. Вот смысл приема. Здесь есть некие правила и условия использования тактических приемов.

УСЛОВИЯ ДОПУСТИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ