Ключевые термины и понятия

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, принимающему на себя ответственность за их выполнение

Дерево целей– графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей организации.

Контроль – процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности; процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Линейная структура управления– иерархическая система линейных руководителей, каждый их которых осуществляет единоличное управление подчиненными ему руководителями нижестоящей ступени, выполняя все функции управления.

Линейно-штабная структура управления– иерархическая система линейных руководителей, при каждой из которых имеется штаб (аппарат) управления, состоящий из отделов, специализирующихся на выполнении отдельных функций управления.

Матричная структура управления– тип организационной структуры, которая организуется путем совмещения структур двух типов: линейной и программно-целевой. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами.

Миссия – наиболее общая цель фирмы, смысл ее существования.

Мотивация – позиция, предрасполагающая человека действовать целенаправленным образом; процесс пробуждения себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации.

Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

Стратегия – оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

Структура управления предприятием – совокупность специализированных подразделений, взаимосвязанных в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Тактика – краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов; совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Функции менеджмента– определенный вид деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляют собой управленческие функции?

2. Какова сущность стратегического планирования?

3. Назовите основные этапы процесса стратегического планирования и дайте их краткую характеристику.

4. Для чего нужна формулировка общей цели организации?

5. Каковы характеристики эффективных целей?

6. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?

7. Какова цель анализа сильных и слабых сторон фирмы?

8. Что такое тактика, стратегия организации?

9. Назовите основные планы, которые должны разрабатываться в организации, и их содержание.

10. Какие типы организационных структур управления вы знаете?

11. Есть ли связь структуры управления с целями организации?

12. Раскройте сущность структур органического типа.

13. Как можно оценить эффективность той или иной структуры управления?

14. Какова взаимосвязь между стратегией и структурой?

15. Почему делегирование полномочий имеет фундаментальное значение для управления?

16. Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?

17. Что такое мотивация?

18. Почему умение работать с людьми — важнейший фактор делового успеха?

19. Какую роль в мотивации играют вознаграждения?

20. Какие вы знаете способы вознаграждения человека за труд?

21. В чем разница между внешним и внутренним вознаграждением?

22. Охарактеризуйте иерархию потребностей по А. Маслоу.

23. Каковы основные идеи теории ожиданий Врума, теории справедливости?

24. Какие выводы можно сделать из теории справедливости для использования в практике управления?

25. Какова роль контроля в управлении?

26. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

27. Каковы основные виды контроля с точки зрения времени и осуществления по отношению к выполняемой работе?

28. На какие этапы распадается процесс контроля?

29. Почему важно установить масштаб допустимых отклонений?

30. Какие особенности поведения людей следует учесть менеджеру при разработке системы контроля?

 

Вопросы для обсуждения и практические задания

1. Сформулируйте миссию какой-либо известной вам организации и дайте обоснование своего подхода.

2. «Предвидение будущего — одна из величайших проблем, стоящих перед руководителями». Обсудите это утверждение в контексте современного общества.

3. Опишите организационную структуру в вашем колледже. Свое описание сопроводите схемами.

4. Имеется ли связь между сокращением управленческого аппарата фирмы и совершенствованием организационной структуры?

5. Что значит «создать свою команду»?

6. «Больше ответственность перекладывать не на кого». Каковы следствия этого утверждения для руководителей низшего, среднего и высшего звена?

7. Если один из ваших сотрудников превышает свои полномочия, что вы, эффективный менеджер, сделаете для исправления ситуации?

8. При эффективном управлении задачи, ответственность и полномочия тесно связаны друг с другом. Что произойдет, если один из этих элементов будет исключен или изменен?

9. Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа «кнута и пряника».

10. Подумайте о том, какую работу вы хотели бы получить после окончания колледжа. Расскажите, используя «пирамиду потребностей», почему эта работа привлекает вас.

11. Какие способы мотивации лучше всего подходят для стимулирования:

a) быстрого выполнения задания;

b) риска;

c) изобретения;

d) самостоятельности в работе;

e) точности и аккуратности;

f) новых идей?

12. Назовите наиболее важные, по вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц:

· Вас лично в учебной группе;

· Квалифицированного рабочего;

· Служащего в конторе;

· Неквалифицированного работника;

· Профессионала (врача, юриста, преподавателя)

13. Приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?

14. Внимательно прочитайте конкретную ситуацию, затем ответьте на вопросы.