Упражнение «Разожми кулак».

Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (без насилия!). По окон­чании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение:

– Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вас пытались заставить что-либо сделать?

– Какие способы можно использовать для того, чтобы заставить человека сделать что-либо?

Упражнение «Групповое давление».

Доброволец становится в центр круга, а остальные члены груп­пы пытаются заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться. При этом сам учащийся или вся группа оце­нивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.).

Отработка практических навыков.

Упражнение «Я тебе, конечно, верю …»

Все участники делятся на тройки. Один человек должен будет найти спрятанный предмет. Другие два участника прячут этот предмет в определенное место и договариваются, кто будет говорить правду, а кто будет сбивать с толку. Первый участник не знает, кто из них говорит правду, а кто мешает. Задача первого участника разобраться, кто ему помогает, а кто мешает найти спрятанный предмет. Выигрывает тот, кто за пять минут поможет или помешает найти предмет.

Обсуждение:

– Какие эмоции возникали у вас во время игры?

– По каким признакам можно судить, что человек говорит правду или лжет?

– Оказалось ли верным ваше первое впечатление, пришлось ли меня его во время игры?

Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 13. Кто Я? Кто Ты? Структура моей и твоей личности

Цель: сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, осознать ценность каждой личности; ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.

Введение.