Упражнение «Разожми кулак».
Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (без насилия!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.
Обсуждение:
– Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вас пытались заставить что-либо сделать?
– Какие способы можно использовать для того, чтобы заставить человека сделать что-либо?
Упражнение «Групповое давление».
Доброволец становится в центр круга, а остальные члены группы пытаются заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.).
Отработка практических навыков.
Упражнение «Я тебе, конечно, верю …»
Все участники делятся на тройки. Один человек должен будет найти спрятанный предмет. Другие два участника прячут этот предмет в определенное место и договариваются, кто будет говорить правду, а кто будет сбивать с толку. Первый участник не знает, кто из них говорит правду, а кто мешает. Задача первого участника разобраться, кто ему помогает, а кто мешает найти спрятанный предмет. Выигрывает тот, кто за пять минут поможет или помешает найти предмет.
Обсуждение:
– Какие эмоции возникали у вас во время игры?
– По каким признакам можно судить, что человек говорит правду или лжет?
– Оказалось ли верным ваше первое впечатление, пришлось ли меня его во время игры?
Завершение занятия. Рефлексия.
Занятие 13. Кто Я? Кто Ты? Структура моей и твоей личности
Цель: сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, осознать ценность каждой личности; ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.
Введение.