Упражнение «Скульптура семьи» (разыгрывание трудных жизненных ситуаций).

Участникам предлагает представить положение членов семьи в трудной жизненной ситуации при разрешении проблемы.

Разминка.

Упражнение «Когда нам хорошо…».

Участникам предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимикой (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда:

– нас ругают,

– нас хвалят,

– нам страшно,

– нам весело,

– отвечаем у доски,

– получаем пятерки и т. д.

Работа по теме занятия.

Упражнение «Переделываем свой страх».

Цель:снижение тревожности, развитие адекватного уровня притязаний.

Участникам предлагается нарисовать то, чего они больше всего боятся. Используются краски, бумага, фломастеры. Далее участникам предлагается переделать свой страх, трансформировать его во что-то позитивное. Например, представить, что у страха хорошее настроение, как он тогда выглядит? Или попробовать сделать свой рисунок смешным, красивым. В конце упражнения все начинают показывать язык, «корчить рожи» своему страху».

Домашнее задание.

Подумайте о том, как складываются ваши взаимоотношения с людьми, к какому типу можно отнести группы, к которым вы принадлежите (самоподдерживающие, саморазвивающиеся, самоподавляющие, саморазрушающиеся). Ответьте на вопросы:

– Что можете сделать вы, для того чтобы группы людей, с которыми вы общаетесь, были саморазвивающимися?

– Как вы думаете, какие отношения вам стоит прервать, а какие развивать?

Обсудите проблему с родителями и друзьями.

Занятие 11. Развитие копинг-стратегии

Поиска социальной поддержки

Цель:развитие навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, анализ адекватного выбора поведенческой стратегии избегания.

Введение.

Притча «Протяни руку».

В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, умоляя о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего человека. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот мог ему помочь. «Дай мне руку!» – все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти».

Обсуждение:

– Смельчак хотел помочь тонущему?

– Почему он не мог осуществить свое желание?

– Каким образом можно оказать поддержку другому человеку?

Разминка.