Актуальность проблемы.
Ведущий дает краткий обзор предыдущего занятия, организует проверку домашнего задания.
– Какие ситуации вы рассмотрели?
– Разрешили ли ваши друзья и родители стрессовую ситуацию?
3. Разминка. Упражнение «Дракон». Все участники встают в цепочку. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». Голова должна поймать хвост. Упражнение направлено на разрядку.
Работа по теме занятия. Информационный блок.
Цель: определение основных стратегий поведения человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание).
На занятии мы говорили, что, оценивая проблему, проводя ее первичную и вторичную оценку и переоценку, человек выбирает стратегии преодоления проблемной ситуации. Существует три основных и множество ситуационных стратегий совладания.
К основным стратегиям преодоления трудной жизненной ситуации относятся:
1. Стратегия разрешения проблем.
2. Поиск социальной поддержки.
3. Стратегия избегания.
Ведущий приводит примеры применения различных стратегий поведения.
Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Участникам предлагается разыграть сценки, демонстрирующие способы совладания со стрессом в подобных ситуациях. На примере только что разыгранных ситуаций организует обсуждение основных стратегий, используемых человеком для совладания со стрессом (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание). Обсуждаются «более эффективные и менее эффективные стратегии».
– Подберите выражения, которые соответствуют стратегии избегания.
– Сформулируйте девизы людей, выбирающих стратегию разрешения проблем.
– Подберите основные фразы, характерные для людей, использующих стратегию разрешения проблем.
4.2. Упражнение «Да – Нет».Ведущий произносит утверждение (например – «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руки и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны – вниз. Постепенно характер утверждений становится более серьезным (например, «Мне иногда бывает одиноко», «Я постоянно сталкиваюсь с проблемами», «У меня часто бывает плохое настроение»). Утверждения может произносить любой участник группы. Данное упражнение помогает увидеть общность и уникальность каждого.