Работа по теме занятия.

4.1. Упражнение «Трудные жизненные ситуации».Работапроводится в микрогруппах с их обсуждением.

Напишите на листке бумаги 5 трудных жизненных ситуаций, случившихся в вашей жизни недавно. Подумайте и запишите ответы на следующие вопросы:

– Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?

– Почему вы считаете их трудными?

– В чем вы видите причину трудной жизненной ситуации?

Участники друг за другом называют разнообразные трудные жизненные ситуации, которые ведущий записывает на ватмане. Затем ведущий выясняет, сколько участников также записали аналогичную ситуацию в свой список. Таким образом, мы получим список трудных жизненных ситуаций, наиболее часто встречающихся в тренинговой группе.

3.2. Упражнение «Автобус».Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (все члены группы) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока – прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга, есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!», придающими игроку дополнительные силы.

Каждый проходящий через «автобус» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни – этот «автобус».

Тяжело было двигаться в полном автобусе?

– Случалось ли вам в жизни также прорываться через некие преграды?

– Что мешало и что помогало вам?

3.3. Упражнение «Меня выбила из колеи ситуация, когда …».В соответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации»стрессовымиситуациями участники делятся на 4–5 групп и начинают в группе обсуждать ситуацию, которая произошла с ними, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники заполняют таблицу:

 

Ситуация Мысли Чувства и эмоции Поведение
         

 

Обсуждение(ведущий фиксирует ответы участников на ватмане):

Все участники делятся на микрогруппы, и каждая получает для обсуждения свою стрессовую ситуацию. Затем обсуждение четырех-пяти ситуаций ведется в общем круге.

– Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?

– Какие чувства вы испытывали при этом?

Как вы вели себя в стрессовой ситуации?

– Испытывали ли вы при обсуждении трудных жизненных ситуаций напряжение?

Чтобы создать целостный внутренний образ, подросткам предлагается, пользуясь таблицей, составить и написать фразу: «Стресс для меня – это...» Каждый выбирает для себя из таблицы определен­ную ассоциацию, мысль, чувство и стратегию поведения. Фраза строит­ся по алгоритму:

«Стресс для меня – это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и дей­ствую как... (стратегия поведения)».

Участники зачитывают свои фразы, делятся своими выво­дами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.