Виды копинг-стратегий (Е. Хайм)

 

Сферы /Механизмы Адаптивные Относительно адаптивные Неадаптивные
1. Когнитивная (А) 4, 5, 10 6, 7, 9 1, 2, 3, 8
2. Эмоциональная (Б) 1, 4 2, 5 3, 6, 7, 8
3. Поведенческая (В) 2, 7, 8 1, 4, 5 3, 6

 

Адаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

4) «сохранение самообладания»,

5) «установка собственной ценности»,

10) «проблемный анализ» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

1) «протест»,

4) «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протес­том по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже са­мой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

2) «альтруизм»,

7) «сотрудничество»,

8) «обращение» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близ­ким в преодолении трудностей.

 

Неадаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

1) «игнорирование»,

2) «смирение»,

3) «диссимуляция»,

8) «растерянность» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

3) «подавление эмоций»,

6) «покорность»,

7) «самообвинение»,

8) «агрессивность» – варианты поведения, характери­зующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, по­корности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

3) «активное избегание»,

6) «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пас­сивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональ­ных контактов, отказ от решения проблем.

 

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения,

конструктивность кото­рых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.

Среди когнитив­ных копинг-стратегий к ним относятся:

6) «относительность»,

7) «религиозность»

9) «придача смысла» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравне­нии с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

2) «эмоциональная разрядка»,

5) «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей дру­гим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

1) «отвлечение»,

4) «компенсация»,

5) «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к времен­ному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, по­гружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Виды копинг-поведения были распределены Е. Хаймом на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «проблемный анализ», «установка собственной ценно­сти», «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, нали­чие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоцио­нальных копинг-стратегий: «протест», «оптимизм» – эмоциональное состояние с ак­тивным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в на­личии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» – под которыми понимает­ся такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значи­мыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама пред­лагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнори­рование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой не­приятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «подавление эмоций», «по­корность», «самообвинение», «агрессивность» – варианты поведения, характери­зующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, по­корности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: «активное избегание», «от­ступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пас­сивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность ко­торых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когни­тивных копинг-стратегий к ним относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравне­нии с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей дру­гим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к вре­менному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

V. Методика «Индикатор стратегий совладающего поведения» (the Coping Strategy Indikator (CSI) Д. Амирхан (1990), адаптированный Н. А. Сиротой, В. М. Ялтонским.На его основе выделены три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание.

В пособии представлен также адаптированный А. Г. Грецовым вариант методики Д. Амирхана «Изучение стратегий преодоления жизненных проблем» [21], а также упрощённая версия адаптированного Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским опросника, использованная в исследованиях И. М. Никольской и Р. М. Грановской «Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста»[41].

«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базис­ных стратегий поведения человека. Идея этого опросни­ка заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, мож­но подразделить на три большие группы:

1.Стратегия разрешения проблем – это активная по­веденческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресур­сы для поиска возможных способов эффективного раз­решения проблемы.

2.Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой чело­век для эффективного разрешения проблемы обраща­ется за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения трудной жизненной ситуации.

Человек может использовать пассивные способы избе­гания, например, уход в болезнь или курение, употребление алко­голя или наркотиков, может совсем «уйти от решения про­блем», использовав активный способ избегания – суицид.

Стратегия избегания – одна из ведущих поведенчес­ких стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Использо­вание этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может но­сить адекватный либо неадекватный характер в зависи­мости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и со­стояния ресурсной системы личности [60].

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно спра­виться с возникшими трудностями, в других ему требует­ся поддержка окружающих, в-третьих, он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

VI. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» («Strategic Approach to Coping Scale (SACS)» С. Хобфолл (1994),адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченкова (2001), позволяет выявить 9 моделей преодолевающего поведения (стратегий преодоления): ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск со­циальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные дей­ствия, агрессивные действия.

Модели поведения могут способствовать или препятствовать ус­пешности преодоления трудных жизненных ситуаций в зависимости от степени конструктивности стратегии, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта. Также опросник дает возможность определения сте­пени (высокой, средней, низкой) конструктивности стратегии преодолевающего поведения. Конструктивная стратегия – «здоровое» преодоление (копинг) яв­ляется и активным и просоциальным. Активное преодоление в сово­купности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека [С. Хобфолл, М. Лерман – цит. по: [14, 259].

Развитие совладающего поведения и овладение копинг-навыками – важная и необходимая часть развития личности ребенка.

Развитие и выбор стиля совладающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками. Взрослые применяют качественно более совершенные способы совладания, значительно расширяя их репертуар. Взросление, развитие самопознания и владения собой способствует совершенствованию и усложнению совладающего поведения. Его положительная динамика заключается в увеличении с возрастом субъекта продуктивных (ориентированных на действия по разрешению трудной ситуации) и снижении непродуктивных стилей и стратегий совладания (деструктивные формы разрядки). Снижение уровня субъектности и адекватности поведения человека или группы приводит к росту непродуктивного (саморазрушающего) совладающего поведения.