IX. Обследование артикуляционного аппарата

Губы ___________________________________________________________

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)

Зубы __________________________________________________________

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Челюсти ________________________________________________________

(норма, прогения, прогнатия)

Прикус _________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса)

Твёрдое нёбо __________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо__________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык __________________________________________________________

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка ________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)

Кончик языка __________________________________________________

(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)

Позиция языка в полости рта ________________________________

(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) __________________________________

Вывод: _____________________________________________________

X. Подвижность органов артикуляционного аппарата

Губы __________________________________________________________

(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку» …; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма) ______________

Язык ___________________________________________________________

(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма)

Саливация_______________________________________________________

(норма, повышенная …)

Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________

а) тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) _______________________________________

в) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …) ___________________________________________

Выразительность речи ____________________________________________

(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая …) __________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

XI. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия

1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

да – та – та __________ ка – га – га _______________

ба – па – ба ___________ ко – го – го _______________

то – то – до _________ бу – бу – пу ______________

вы – ви – вы __________ ма – мя – мя _____________

2. Различение слов со сходным звуковым составом:

кот – ток _____ тень – день ________ бочка – почка ______

том – дом ______ коза – коса _______ мышка – мишка _______

суп – зуб ______ рак – лак _________ корка – горка _________

3. Определение звука в ряду других звуков _________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)

Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук___________

4.Выделение ударного гласного в начале слова ________________________

5. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет)

кот ________ , дом ____________ , утка ____________

6.Придумай слова с заданным звуком ___________________________ Вывод: ________________________________________