IX. Обследование артикуляционного аппарата
Губы ___________________________________________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы __________________________________________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти ________________________________________________________
(норма, прогения, прогнатия)
Прикус _________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса)
Твёрдое нёбо __________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо__________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык __________________________________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка ________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка __________________________________________________
(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта ________________________________
(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) __________________________________
Вывод: _____________________________________________________
X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы __________________________________________________________
(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку» …; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма) ______________
Язык ___________________________________________________________
(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация_______________________________________________________
(норма, повышенная …)
Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________
а) тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) _______________________________________
в) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …) ___________________________________________
Выразительность речи ____________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая …) __________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
XI. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та __________ ка – га – га _______________
ба – па – ба ___________ ко – го – го _______________
то – то – до _________ бу – бу – пу ______________
вы – ви – вы __________ ма – мя – мя _____________
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
кот – ток _____ тень – день ________ бочка – почка ______
том – дом ______ коза – коса _______ мышка – мишка _______
суп – зуб ______ рак – лак _________ корка – горка _________
3. Определение звука в ряду других звуков _________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)
Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук___________
4.Выделение ударного гласного в начале слова ________________________
5. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет)
кот ________ , дом ____________ , утка ____________
6.Придумай слова с заданным звуком ___________________________ Вывод: ________________________________________