III. Актуализация имеющихся знаний у детей
Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?
Дети: Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
Логопед: А каково положение органов артикуляции при произнесении звука [ш]?
Дети: При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.
Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?
Дети: Эти звуки согласные, глухие.
Логопед: Почему вы так считаете?
Дети: Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.
Логопед: Докажите, что это звуки глухие.
Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш].
Логопед обобщает ответы детей.
IV. Ход занятия
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла ...
Логопед открывает картинку на фланелеграфе.
Дети: Бабушка – Загадушка.
Логопед: Она, как всегда, со своим кузовком. Помните, из какого материала сделан кузовок?
Дети: Да. Он сделан из коры дерева или из верхнего слоя коры березы.
Логопед: Как вы думаете, что у нее в кузовке?
Дети: Там могут быть игрушки. Там загадки …
Логопед: Давайте посмотрим, что у нее в кузовке.
Логопед достает из кузовка картинку «солнышко». Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.
Игра «Узнай звук»
Логопед: Я буду произносить слова. Когда вы услышите звук [с], хлопните в ладоши один раз, а когда услышите звук [ш] - два раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук …).
Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки – Загадушки.
Развитие кистей рук
Логопед: Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са(со …), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то -- слог ша (шо …).
Дети повторяют за логопедом слоговые ряды ( са – ша, са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес …). Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом – левой, затем -- обеями кистями рук одновременно)..
Логопед достает из кузовка картинку с изображением мальчика.
Логопед: Придумайте, пожалуйста, имя для мальчика, в котором слышатся звуки [c],[ш]. Дети: Саша.
Логопед: Назовите мальчика ласково.
Дети: Сашенька, Сашуленька, Сашок.
Дети выполняют следующие задания Бабушки – Загадушки.