III. Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети: Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед: А каково положение органов артикуляции при произнесении звука [ш]?

Дети: При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

Дети: Эти звуки согласные, глухие.

Логопед: Почему вы так считаете?

Дети: Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед: Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш].

Логопед обобщает ответы детей.

 

IV. Ход занятия

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла ...

Логопед открывает картинку на фланелеграфе.

Дети: Бабушка – Загадушка.

Логопед: Она, как всегда, со своим кузовком. Помните, из какого материала сделан кузовок?

Дети: Да. Он сделан из коры дерева или из верхнего слоя коры березы.

Логопед: Как вы думаете, что у нее в кузовке?

Дети: Там могут быть игрушки. Там загадки …

Логопед: Давайте посмотрим, что у нее в кузовке.

Логопед достает из кузовка картинку «солнышко». Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.

Игра «Узнай звук»

Логопед: Я буду произносить слова. Когда вы услышите звук [с], хлопните в ладоши один раз, а когда услышите звук [ш] - два раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук …).

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание Бабушки – Загадушки.

Развитие кистей рук

Логопед: Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са(со …), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то -- слог ша (шо …).

Дети повторяют за логопедом слоговые ряды ( са – ша, са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес …). Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом – левой, затем -- обеями кистями рук одновременно)..

Логопед достает из кузовка картинку с изображением мальчика.

Логопед: Придумайте, пожалуйста, имя для мальчика, в котором слышатся звуки [c],[ш]. Дети: Саша.

Логопед: Назовите мальчика ласково.

Дети: Сашенька, Сашуленька, Сашок.

Дети выполняют следующие задания Бабушки – Загадушки.