XIV. Состояние лексической стороны речи
1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:
гроза ____ венок ____ пылесос _____ корни _____ аквариум _____ тротуар _____ винегрет _____ клумба _____ сердитый _______ острый ______ томатный _____ седой ________
2. Называние предмета и его частей:
стул (ножки, сиденье, спинка) ____________________________________
чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ___________________________
машина (кабина, кузов, колеса …) ________________________________
3. Употребление обобщающих слов:
овощи ___ мебель __________ домашние животные ________
фрукты _____ посуда __________ дикие животные _________
одежда ____ цветы __________ грибы ________
обувь _____ деревья ________ рыбы _________
транспорт __ профессии ______ бытовые приборы _______
ягоды______ насекомые _____ продукты ______________
4. Называние детенышей животных и птиц:
кошка ____ лиса ____ курица _____ корова ___ заяц ____ гусыня _____ собака ____ медведь ___ утка ____ коза _____ волк __ овца ___
лошадь ____ свинья _____ белка ___
5. Кто где живет?
Медведь ____ лиса ____ белка _____птица _____ волк _____ собака __
6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):
солнце (какое?)__________________________________________________
апельсин (какой?)________________________________________________
лиса (какая?)___________________________________________________
облака (какие?)_________________________________________________
7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:
(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)
веселый _______ друг _____________ говорить ___________
широкий _____ шум __________ ссориться _________
большой _____ больной ________ радоваться ______
злой ________ свет _________ спать ________
сладкий _____ сухой __________ хвалить _____
Вывод: _______________________________________________________
XV. Состояние грамматического строя речи
1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:
дом ___ глаз ____ утенок ____ карандаш _____ ухо _____ перо ____ рукав _____ окно _____ паук _____ стол ____ рот ____ петух _____ стул ____ мост _____ стакан _____
2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже ______
Чего много в лесу? ____________________________________________
Кого много в лесу? ___________________________________________
Чего много в детском саду? ___________________________________
Кого много в зоопарке? ________________________________________
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
нос _____ стул ______ вишня ______ рука ____ птица ______ утка ______ плечо _____ ведро ______ сумка _____ голова _____ стол _____ воробей _____ глаз ______ диван _______ мост ______
4. Согласование числительных с существительными в роде:
1 мяч 1 елка 1 яблоко
2 _________ 2 _____________ 2 ________________
3 _________ 3 _____________ 3 ________________
4 _________ 4 _____________ 4 ________________
5 _________ 5 _____________ 5 ________________
5. Употребление предлогов:
простых __________________________________________________
сложных ________________________________________________________
6. Образование притяжательных прилагательных ______________________
Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________
Чей дом? (Таня, кошка) ___________________________________________
Чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________
Чья голова? (медведь, волк) ___________________________________
7.Образование относительных прилагательных ______________________
Каша из риса (гречки, пшена) _____________________________________
Компот из вишни (яблок, слив) _____________________________________
Салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________________
Дом из кирпича (камня, дерева) _____________________________________
Платье из шерсти (шелка, сатина) ______________________________
Одеяло из пуха (шерсти, ваты) ________________________________
8. Образование глаголов при помощи приставок:
ехал _____________________________________________________
летел _________________________________________________________
лил __________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
XVI. Состояние связной речи(образцы детских рассказов обязательно записываются)
1. Составление рассказа по картине[2]_________________________________
2. Составление рассказа по серии картин[3] ____________________________
3. Пересказ[4]______________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)