XIV. Состояние лексической стороны речи

1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:

гроза ____ венок ____ пылесос _____ корни _____ аквариум _____ тротуар _____ винегрет _____ клумба _____ сердитый _______ острый ______ томатный _____ седой ________

2. Называние предмета и его частей:

стул (ножки, сиденье, спинка) ____________________________________

чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ___________________________

машина (кабина, кузов, колеса …) ________________________________

3. Употребление обобщающих слов:

овощи ___ мебель __________ домашние животные ________

фрукты _____ посуда __________ дикие животные _________

одежда ____ цветы __________ грибы ________

обувь _____ деревья ________ рыбы _________

транспорт __ профессии ______ бытовые приборы _______

ягоды______ насекомые _____ продукты ______________

4. Называние детенышей животных и птиц:

кошка ____ лиса ____ курица _____ корова ___ заяц ____ гусыня _____ собака ____ медведь ___ утка ____ коза _____ волк __ овца ___

лошадь ____ свинья _____ белка ___

5. Кто где живет?

Медведь ____ лиса ____ белка _____птица _____ волк _____ собака __

6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):

солнце (какое?)__________________________________________________

апельсин (какой?)________________________________________________

лиса (какая?)___________________________________________________

облака (какие?)_________________________________________________

7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:

 

(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)

веселый _______ друг _____________ говорить ___________

широкий _____ шум __________ ссориться _________

большой _____ больной ________ радоваться ______

злой ________ свет _________ спать ________

сладкий _____ сухой __________ хвалить _____

Вывод: _______________________________________________________

XV. Состояние грамматического строя речи

1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:

дом ___ глаз ____ утенок ____ карандаш _____ ухо _____ перо ____ рукав _____ окно _____ паук _____ стол ____ рот ____ петух _____ стул ____ мост _____ стакан _____

2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже ______

Чего много в лесу? ____________________________________________

Кого много в лесу? ___________________________________________

Чего много в детском саду? ___________________________________

Кого много в зоопарке? ________________________________________

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

нос _____ стул ______ вишня ______ рука ____ птица ______ утка ______ плечо _____ ведро ______ сумка _____ голова _____ стол _____ воробей _____ глаз ______ диван _______ мост ______

4. Согласование числительных с существительными в роде:

1 мяч 1 елка 1 яблоко

2 _________ 2 _____________ 2 ________________

3 _________ 3 _____________ 3 ________________

4 _________ 4 _____________ 4 ________________

5 _________ 5 _____________ 5 ________________

5. Употребление предлогов:

простых __________________________________________________

сложных ________________________________________________________

6. Образование притяжательных прилагательных ______________________

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________

Чей дом? (Таня, кошка) ___________________________________________

Чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________

Чья голова? (медведь, волк) ___________________________________

7.Образование относительных прилагательных ______________________

Каша из риса (гречки, пшена) _____________________________________

Компот из вишни (яблок, слив) _____________________________________

Салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________________

Дом из кирпича (камня, дерева) _____________________________________

Платье из шерсти (шелка, сатина) ______________________________

Одеяло из пуха (шерсти, ваты) ________________________________

8. Образование глаголов при помощи приставок:

ехал _____________________________________________________

летел _________________________________________________________

лил __________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

XVI. Состояние связной речи(образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картине[2]_________________________________

2. Составление рассказа по серии картин[3] ____________________________

3. Пересказ[4]______________________________________________________

Вывод: _________________________________________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)