Бюрократическая структура и личность

В работе Мертона "Бюрократическая структура и личность" рассматривается влияние формальной, рационально организованной социальной структуры (идеальным типом которой является бюрократия) на личность человека, вы­полняющего в ней определенную роль и подпадающего тем самым под ее тре­бования. Особое внимание обращается на дисфункциональные последствия бюрократической организации.

СТРУКТУРА БЮРОКРАТИИ.

(1) Бюрократическая структура представляет собой интегрированный набор должностей (иерархизированных статусов).

(2) Деятельности четко разделены между должностями; соответственно, четкое распределение власти, привилегий, обязанностей, ответственности и дифференцированных стандартов.

(3) Вся деятельность регулируется четко определенными стандартами: поведение человека в бюрократической организации определяется "об­щими, абстрактными и четко определенными правилами":

 

• эти правила и стандарты устанавливаются в инструкциях, равно как и санкции за их нарушение;

• в идеале предполагается составление инструкций на все возможные случаи.

Любая цепочка (предписываемых) действий функционально связана с офи­циальными целями организации.


(4) Каждому статусу атрибутируются определенные права и обязанности, а также четко ограничиваемая правилами организации область компетенции и ответственности. Причем эти права и обязанности атрибутируются не конкретному человеку, выполняющему официальную роль, а именно долж­ности (статусной позиции).

(5) Общность (стандартизация) правил требует постоянного использования ли­цами, занимающими должности, категоризации, т. е. отнесения частных проблем и частных случаев к определенной категории (или типу):

= частные случаи рассматриваются как типичные.

(6) В бюрократической структуре имеется система предписанных отношений
между должностями.

Основной характеристикой этих отношений является формальность

(поддерживаемая ритуализацией отношений и контактов);

четко определена социальная дистанция между различными позициями.

ФОРМАЛЬНОСТЬ, интегрированная с распределением власти в системе, служит минимизации напряжения, ограничивая (официальный) контакт в бюрократической организации заранее определенными стандартизи­рованными способами поведения.

Отсюда вытекает высокая ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ поведения других, об­легчающая взаимодействие должностных лиц, независимо от их личных установок по отношению друг к другу (пусть даже враждебных).

(В частности, подчиненный застрахован от произвольных действий со стороны начальника.)

(7) Конкретные лица, как правило, назначаются на должности — либо началь­ником, либо по безличному конкурсу.

(8) Назначение на должность происходит на основе технической компетент­ности:

компетентность определяется при помощи формализованных безличных процедур.

(9) Вся система вознаграждений (гарантии работы, продвижение по службе,
жалованье, премии, пенсии и т. п.) ориентирована на обеспечение добро­
совестного выполнения лицами официальных обязанностей,
вне зависи­
мости от каких бы то ни было внешних влияний и давлений.

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ бюрократической организации: точность, скорость, экспертный контроль, преемственность, оптимизация эффективности. Ос­новным достоинством считается техническая эффективность организации.


В целом,


"структура такова, что приближается к полному исключению персо­
нализированных отношений и нерациональных факторов (враждебнос-
ти, тревоги, аффективной вовлеченности и т. п.)" [5,
с.196].___________


 


В современном обществе индивид отделен от средств производства, и доступ к средствам производства опосредован участием в бюрократических организациях.



"С ростом бюрократизации каждому, у кого есть глаза, становится ясно, что че­ловек в весьма значительной степени контролируется теми социальными отно­шениями, которые связывают его со средствами производства... А орудия и обору­дование все более становятся доступными лишь в бюрократиях, частных или пуб­личных" [5, с. 196-197].

Отмечая, что внимание М. Вебера было почти всецело сосредоточено на пози­тивных аспектах бюрократической структуры (точность, надежность, эффектив­ность), Мертон считает необходимым изучить бюрократическую структуру в ее амбивалентности, обращая особое внимание на ее дисфункциональные по­следствия.

ДИСФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ

1. Смещение целей.

Бюрократическая структура нуждается в строгой дисциплине и неукосни­тельном соблюдении индивидами предписанных образцов: "Для эффек­тивного функционирования бюрократия нуждается в достижении высокой степени надежности поведения, необычайной степени конформности к предписанным образцам поведения" [5, с. 198].

Для поддержания дисциплины идеальные стандарты должны быть нагру­жены сильными чувствами, стимулирующими самозабвенное выполнение людьми своих обязанностей. Механизмы различных санкций, встроенные в бюрократическую структуру, обеспечивают внедрение и закрепление та­ких чувств, причем с "дополнительным запасом прочности": "чтобы гаран­тировать дисциплину... эти чувства часто более интенсивны, чем то техни­чески необходимо" [5, с. 199].

"Но этот же самый акцент ведет к перемещению чувств с целей организации на отдельные детали поведения, требуемые правилами. Приверженность правилам, поначалу понимаемая как средство, трансформируется в самоцель; происходит известный процесс смещения целей, вследствие которого «инструментальная ценность становится целевой ценностью». Дисциплина, истолкованная как соблю­дение инструкций вне зависимости от ситуации, видится не как средство, предна­значенное для достижения определенных целей, а становится непосредственной ценностью в жизненной организации бюрократа".

Ригидность поведения; неспособность приспособиться к новым условиям; формализм; ритуализм.

"Это может перерасти в такую степень, когда первичная забота о соблюдении правил препятствует достижению целей организации..."[5, с.199].

Структурное требование надежности поведения и строгого соблюдения инструкций

отделение соблюдения правил от целей и его абсолютизация

соблюдение правил вопреки новым условиям, в которых они оказываются неэффективными.


2. Формирование бюрократической структурой сверхконформной личности.

Ряд особенностей бюрократической структуры формирует чувства, под­держивающие строгую дисциплину:

система вознаграждений строится так, чтобы стимулировать дисциплини­рованное поведение и строгое соблюдение инструкций.

"От бюрократа ожидается, что он будет ив значительной мере так он и поступает приспосабливать свои мысли, чувства и действия к перспекти­ве своей карьеры. Но эти же самые механизмы, повышающие вероятность конформности, вызывают также и сверхозабоченность строгим соблюдением инструкций, выливающуюся в боязливость, консерватизм и техницизм. Сме­щение чувств с целей на средства усугубляется огромным символическим значением средств (правил)" [5, р. 201].

3. Возможность саботажа официальных целей организации.

В силу зависимости служебного роста от возраста и, соответственно, от­сутствия серьезной внутригрупповой конкуренции (внутренней агрессии), у функционеров формируется "чувство общности судьбы", esprit de corps. Корпоративный дух "часто заставляет персонал защищать свои интересы вместо того, чтобы оказывать помощь клиентуре или избранным высшим должностным лицам" [5, с.201].

4. Сопротивление бюрократического персонала изменениям.

В силу самоидентификации бюрократических чиновников со своим обра­зом жизни, попытки внесения изменений в установленную рутину воспри­нимаются ими как посягательство на их "гордость своим мастерством" и встречают сопротивление.

Процесс санктификации бюрократической профессии:

"... посредством формирования чувства эмоциональной зависимости от бюро­кратических символов и статуса, а также аффективного вовлечения в сферы компетенции и власти, развиваются прерогативы... которые устанавлива­ются как ценности по собственному праву и более не рассматриваются в ка­честве просто технических средств обеспечения управления. Можно заме­тить тенденцию некоторых бюрократических норм, первоначально вводимых по техническим соображениям, к превращению в нормы застывшие и сакраль­ные"'[5, с..202].

5. Тенденция деперсонализации отношений.

"Конфигурация личности бюрократа складывается вокруг нормы безлич­ности" [5, с.202].

(А) В отношениях между бюрократией и публикой (клиентурой) эта депер­сонализация может вызывать конфликт:

бюрократ подходит к частной проблеме через призму категоризации; клиента же больше заботят уникальные, особые обстоятельства его


проблемы: "Стереотипное поведение не приспособлено к особенно­стям индивидуальной проблемы..." [5, с.202].

Кроме того, esprit de corps бюрократической организации часто делает невозможным для клиента добиться чего-то и от всех других чиновни­ков, принадлежащих к данной организации, к которым он будет обра­щаться.

(Б) Внутри бюрократической структуры: замена личных отношений струк­турно требуемыми безличными, которая также может вызывать кон­фликт:

= несоблюдение нормы безличности встречает "противодействие со стороны тех, кто идентифицировался с легитимностью этих правил" (эмоциональный протест против нарушителей правил игры).

(Для поддержания самой бюрократической структуры эти реакции латентно-функциональны.)