Бюрократическая структура и личность
В работе Мертона "Бюрократическая структура и личность" рассматривается влияние формальной, рационально организованной социальной структуры (идеальным типом которой является бюрократия) на личность человека, выполняющего в ней определенную роль и подпадающего тем самым под ее требования. Особое внимание обращается на дисфункциональные последствия бюрократической организации.
СТРУКТУРА БЮРОКРАТИИ.
(1) Бюрократическая структура представляет собой интегрированный набор должностей (иерархизированных статусов).
(2) Деятельности четко разделены между должностями; соответственно, четкое распределение власти, привилегий, обязанностей, ответственности и дифференцированных стандартов.
(3) Вся деятельность регулируется четко определенными стандартами: поведение человека в бюрократической организации определяется "общими, абстрактными и четко определенными правилами":
• эти правила и стандарты устанавливаются в инструкциях, равно как и санкции за их нарушение;
• в идеале предполагается составление инструкций на все возможные случаи.
Любая цепочка (предписываемых) действий функционально связана с официальными целями организации.
(4) Каждому статусу атрибутируются определенные права и обязанности, а также четко ограничиваемая правилами организации область компетенции и ответственности. Причем эти права и обязанности атрибутируются не конкретному человеку, выполняющему официальную роль, а именно должности (статусной позиции).
(5) Общность (стандартизация) правил требует постоянного использования лицами, занимающими должности, категоризации, т. е. отнесения частных проблем и частных случаев к определенной категории (или типу):
= частные случаи рассматриваются как типичные.
(6) В бюрократической структуре имеется система предписанных отношений
между должностями.
Основной характеристикой этих отношений является формальность
(поддерживаемая ритуализацией отношений и контактов);
четко определена социальная дистанция между различными позициями.
ФОРМАЛЬНОСТЬ, интегрированная с распределением власти в системе, служит минимизации напряжения, ограничивая (официальный) контакт в бюрократической организации заранее определенными стандартизированными способами поведения.
Отсюда вытекает высокая ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ поведения других, облегчающая взаимодействие должностных лиц, независимо от их личных установок по отношению друг к другу (пусть даже враждебных).
(В частности, подчиненный застрахован от произвольных действий со стороны начальника.)
(7) Конкретные лица, как правило, назначаются на должности — либо начальником, либо по безличному конкурсу.
(8) Назначение на должность происходит на основе технической компетентности:
компетентность определяется при помощи формализованных безличных процедур.
(9) Вся система вознаграждений (гарантии работы, продвижение по службе,
жалованье, премии, пенсии и т. п.) ориентирована на обеспечение добро
совестного выполнения лицами официальных обязанностей, вне зависи
мости от каких бы то ни было внешних влияний и давлений.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ бюрократической организации: точность, скорость, экспертный контроль, преемственность, оптимизация эффективности. Основным достоинством считается техническая эффективность организации.
В целом,
"структура такова, что приближается к полному исключению персо
нализированных отношений и нерациональных факторов (враждебнос-
ти, тревоги, аффективной вовлеченности и т. п.)" [5, с.196].___________
В современном обществе индивид отделен от средств производства, и доступ к средствам производства опосредован участием в бюрократических организациях.
"С ростом бюрократизации каждому, у кого есть глаза, становится ясно, что человек в весьма значительной степени контролируется теми социальными отношениями, которые связывают его со средствами производства... А орудия и оборудование все более становятся доступными лишь в бюрократиях, частных или публичных" [5, с. 196-197].
Отмечая, что внимание М. Вебера было почти всецело сосредоточено на позитивных аспектах бюрократической структуры (точность, надежность, эффективность), Мертон считает необходимым изучить бюрократическую структуру в ее амбивалентности, обращая особое внимание на ее дисфункциональные последствия.
ДИСФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ
1. Смещение целей.
Бюрократическая структура нуждается в строгой дисциплине и неукоснительном соблюдении индивидами предписанных образцов: "Для эффективного функционирования бюрократия нуждается в достижении высокой степени надежности поведения, необычайной степени конформности к предписанным образцам поведения" [5, с. 198].
Для поддержания дисциплины идеальные стандарты должны быть нагружены сильными чувствами, стимулирующими самозабвенное выполнение людьми своих обязанностей. Механизмы различных санкций, встроенные в бюрократическую структуру, обеспечивают внедрение и закрепление таких чувств, причем с "дополнительным запасом прочности": "чтобы гарантировать дисциплину... эти чувства часто более интенсивны, чем то технически необходимо" [5, с. 199].
"Но этот же самый акцент ведет к перемещению чувств с целей организации на отдельные детали поведения, требуемые правилами. Приверженность правилам, поначалу понимаемая как средство, трансформируется в самоцель; происходит известный процесс смещения целей, вследствие которого «инструментальная ценность становится целевой ценностью». Дисциплина, истолкованная как соблюдение инструкций вне зависимости от ситуации, видится не как средство, предназначенное для достижения определенных целей, а становится непосредственной ценностью в жизненной организации бюрократа".
Ригидность поведения; неспособность приспособиться к новым условиям; формализм; ритуализм.
"Это может перерасти в такую степень, когда первичная забота о соблюдении правил препятствует достижению целей организации..."[5, с.199].
Структурное требование надежности поведения и строгого соблюдения инструкций
отделение соблюдения правил от целей и его абсолютизация
соблюдение правил вопреки новым условиям, в которых они оказываются неэффективными.
2. Формирование бюрократической структурой сверхконформной личности.
Ряд особенностей бюрократической структуры формирует чувства, поддерживающие строгую дисциплину:
система вознаграждений строится так, чтобы стимулировать дисциплинированное поведение и строгое соблюдение инструкций.
"От бюрократа ожидается, что он будет — ив значительной мере так он и поступает — приспосабливать свои мысли, чувства и действия к перспективе своей карьеры. Но эти же самые механизмы, повышающие вероятность конформности, вызывают также и сверхозабоченность строгим соблюдением инструкций, выливающуюся в боязливость, консерватизм и техницизм. Смещение чувств с целей на средства усугубляется огромным символическим значением средств (правил)" [5, р. 201].
3. Возможность саботажа официальных целей организации.
В силу зависимости служебного роста от возраста и, соответственно, отсутствия серьезной внутригрупповой конкуренции (внутренней агрессии), у функционеров формируется "чувство общности судьбы", esprit de corps. Корпоративный дух "часто заставляет персонал защищать свои интересы вместо того, чтобы оказывать помощь клиентуре или избранным высшим должностным лицам" [5, с.201].
4. Сопротивление бюрократического персонала изменениям.
В силу самоидентификации бюрократических чиновников со своим образом жизни, попытки внесения изменений в установленную рутину воспринимаются ими как посягательство на их "гордость своим мастерством" и встречают сопротивление.
Процесс санктификации бюрократической профессии:
"... посредством формирования чувства эмоциональной зависимости от бюрократических символов и статуса, а также аффективного вовлечения в сферы компетенции и власти, развиваются прерогативы... которые устанавливаются как ценности по собственному праву и более не рассматриваются в качестве просто технических средств обеспечения управления. Можно заметить тенденцию некоторых бюрократических норм, первоначально вводимых по техническим соображениям, к превращению в нормы застывшие и сакральные"'[5, с..202].
5. Тенденция деперсонализации отношений.
"Конфигурация личности бюрократа складывается вокруг нормы безличности" [5, с.202].
(А) В отношениях между бюрократией и публикой (клиентурой) эта деперсонализация может вызывать конфликт:
бюрократ подходит к частной проблеме через призму категоризации; клиента же больше заботят уникальные, особые обстоятельства его
проблемы: "Стереотипное поведение не приспособлено к особенностям индивидуальной проблемы..." [5, с.202].
Кроме того, esprit de corps бюрократической организации часто делает невозможным для клиента добиться чего-то и от всех других чиновников, принадлежащих к данной организации, к которым он будет обращаться.
(Б) Внутри бюрократической структуры: замена личных отношений структурно требуемыми безличными, которая также может вызывать конфликт:
= несоблюдение нормы безличности встречает "противодействие со стороны тех, кто идентифицировался с легитимностью этих правил" (эмоциональный протест против нарушителей правил игры).
(Для поддержания самой бюрократической структуры эти реакции латентно-функциональны.)